Новости - Судоходство и бизнес



15.10.2008 - Рост контейнерооборота и порты Европы

Международная консалтинговая компания Jones LangLaSalle опубликовала результаты своего исследования контейнерного рынка, согласно которым мега-контейнеровозы будут доминировать в секторе уже к концу 2011 года, их количество вырастет с 7-ми на июнь 2008 года до 160-ти.

Мега-контейнеровозами в исследовании считаются суда вместимостью от 10000 TEU, каковые только и имеются в настоящее время, но в течении следующих нескольких лет появятся суда вместимостью 15000 TEU, проектируются суда до 18000 TEU. Рост мега-судов обусловлен в значительной степени ростом стоимости топлива – чем больше контейнеров берет на борт судно, тем меньше топливная составляющая расходов в пересчете на перевозку одного TEU. По последним данным от AXS Alphaliner, в период до конца 2011 года в строй вступит 151 судно вместимостью от 10000 до 15000 TEU. Однако понятно, что с появлением мега-судов необходимы перемены и в портах для того, чтобы они смогли принимать и обрабатывать этих гигантов. Так, в Европе только Роттердам в состоянии принимать мега независимо от приливов и отливов, а те порты, которые могут принимать мега независимо от природных ограничений, требуют расширения и модернизации. Это Неаполь-Салерно, Вильгельмсхафн и Лондон Гэйтуэй. Но в общем состояние европейских портов таково, что они не могут справиться с ожидаемым ростом контейнерооборота, при том, что ряд портов измеряет рост контейнерооборота двухзначными цифрами. В 2007 году контейнерооборот европейских портов достиг 100 миллионов TEU, рост 9%. Чуть больше половины 51 миллион пришлось на 10 крупнейших портов, рост 11%. Треть от всего обьема пришлась на Роттердам, Гамбург и Антверп. Столь быстрый рост обьемов привел к перегруженности портов, некоторые, включая Роттердам, Гамбург, Феликстоу и Саутхэмптон, вынуждены были отказываться от новых заходов и новых линий, будучи не в состоянии справиться с новыми обьемами. В некоторых портах простои достигали двух суток, плюс перегруженность подьездных дорог и трасс от портов далее в Европу. По данным Организации европейских морских портов, более 90% всей внешней торговли Европы идет через ее морские порты, а также 43% внутренней. При этом глобальный контейнерооборот портов в 2007 году составил 493 миллиона TEU, рост 12% по сравнению с 2006-м. Значимость портов в экономике Европы очевидна, но столь же очевидно и то, что к настоящему времени перевалка в портах находится на неудовлетворительном уровне, а ведь согласно пронгозу Ocean Shipping Consultants, к 2015 году контейнерооборот европейских портов вырастет на 80% по сравнению с 2007-м годом и составит порядка 180 миллионов TEU. Это требует не только модернизации и расширения портов, но и серьезного улучшения материковой транспортной инфраструктуры. Makis Theodoratos, Hellenic Shipping News