07.10.2008 - |
Невеселые перспективы линейных перевозок Азия - Европа: Alphaliner |
Последний обзор контейнерных перевозок на азиатско-европейском направлении, подготовленный известной Alphaliner, оптимистичным не назовешь. Линейные компании ожидают понижение темпов роста обьемов перевозок, рост стоимости топлива и общее ухудшение состояния мировой экономики, уж не говоря про непонятные пока последствия ликвидации конференций в Европе.
В своем обзоре Alphaliner выделила несколько ключевых факторов, влияющих на будущее азиатско-европейского направления:
- сильное сокращение роста спроса на обьемы линий Азия-Сев.Европа, с 17.0% в 2007-м до всего 3.3% по итогам первых 7-ми месяцев 2008, причем рост обьемов в западном направлении по итогам полугодия и вообще стал отрицательным, -4.4%;
- прогноз роста обьема Азия-Сев.Европа также существенно сократился, всего лишь 1.7% на этот года и не более 2.8% на следующий, ранее прогнозировался рост 9-16% на период 2008-09;
- с сентября 2007 года обьем флота на этом направлении вырос на 14%, но в период май-сентябрь этого года он практически прекратился;
- несмотря на прекращение роста обьема флота, утилизация действующего обьема в западном направлении в пиковый сезон 2008 года упала до самых низких отметок, в 3-м квартале она составила 92% против средних 97% в период 2003-2007, что понятно, является еще одним тревожным симптомом;
- до конца 2009 года обьем увеличится на 640000 TEU, это 28% от действующего;
- увеличение обьема вынудит ведущих перевозчиков или владельцев не-операторов выводить часть флота, если ситуация со спросом не улучшится – Alphaliner считает, что лишними окажутся порядка 60-70 судов 6000-9000 TEU, да еще придется снижать скорость;
- за последние 12 месяцев флот на направлении Азия-Сев.Европа увеличился на 24 судна вместимостью 235000 TEU;
- снижение скорости нейтрализовало 17 судов на 110000 TEU, 17 линий увеличили время на неделю, среднее время кругового рейса выросло с 8.2 недели до 8.7 недели, за последние 12 месяцев;
- если экономическая ситуация в мире не улучшится, снижение скорости может нейтрализовать еще 80000-90000 TEU;
- мировые контейнерные перевозки должны вырасти в 2009 году на 12% - только тогда поглотятся новые обьемы вступающих в строй с верфей судов;
- в настоящее время на топливо в расчете на линию с судами 8500 TEU приходится 70% эксплуатационных расходов, против 45% в 2004-м;
- по оценке Alphaliner, увеличение времени кругового рейса Азия-Сев.Европа с судами 8500 TEU с 8 до 9 недели может сэкономить оператору только на эксплуатационных расходах 48 миллионов долларов в год, при цене бункера 500 долларов, однако с учетом контейнерных расходов эта цифра уменьшится до 38 миллионов.
Сильнее всего могут пострадать, по прогнозу Alphaliner, такие компании, как CMA CGM и MSC, так как именно они эксплуатируют самые большие обьемы на этом направлении.
Alphaliner оценивает и возможные последствия отмены конференций:
- новые терминальный тарифы Terminal Handling Charges (THC), вступающие в силу после запрета конференций, в среднем выше существующих – в среднем от 14% в основных европейских портах до 47% в портах Англии;
- будут введены новые BAF и CAF, но только одна линейная компания дала формулу расчета BAF, у остальных BAF и CAF остаются непрозрачными;
- некоторые перевозчики дают сниженные BAF для восточного направления, что может привести к большой разнице между ставками различных перевозчиков.
Морской бюллетень