Новости - Судоходство и бизнес



08.10.2008 - Подарок с сюрпризом

Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений, судопропускной канал которого преподнесли в качестве подарка на день рождения Владимиру Путину, стал одним из самых дорогих проектов в стране.

За время строительства «стройка века» - дамба - подорожала почти в 5 раз: ее окончательная стоимость составила 87,3 миллиарда рублей. Однако, по данным «Фонтанки», зреет скандал: Росфиннадзор уверен, что эта цифра неоправданно высока. В распоряжении «Фонтанки» оказались результаты проверки, проведенной территориальным управлением Росфиннадзора в Петербурге по вопросу целевого использования средств при возведении комплекса защитных сооружений. По данным ведомства, только в период с августа 2006 по апрель 2008 года переплата заказчика работ - дирекции КЗС Росстроя - своим подрядчикам составила несколько сотен миллионов рублей. Как подтвердили «Фонтанке» в Росфиннадзоре, в результате внеплановой проверки “стройки века” выяснилось, что увеличение сметных сумм по некоторым контрактам на проведение работ составило 8,9 - 13,9%, при допустимом увеличении стоимости работ – 5%. В частности, речь в материалах проверки идет о нецелевом расходовании средств по контракту с компанией “Бокалис” (Нидерланды) - одним из главных подрядчиков строительства КЗС. В официальной справке Росфиннадзора сообщается, что с учетом дополнительных соглашений по контракту, голландской компании было выплачено 292 миллиона рублей, что составило 13,9% от утвержденной первоначально суммы 2 миллиарда 104 миллиона 191,6 тысячи рублей. Но на этом нарушения, выявленные Финнадзором, не заканчиваются. Оказалось, что впоследствии сумма упомянутого контракта пересматривалась еще дважды. Так, “КЗС Росстроя” заплатило “Бокалису” еще 187 миллионов 520 тысяч рублей, а позже, в рамках очередного допсоглашения, еще около 215 миллионов. Причем последний транш предназначался частной компании, как сказано в заключении Росфиннадзора, “на водолазные работы, обследование дна и подъем с глубин взрывоопасных предметов, дополнительные действия по разработке проекта фундамента и увеличение объема дноуглубительных работ”. Однако по данным экспертизы, проведенной специалистами ведущих НИИ “Ленморниипроект” и “Морстройтехнология”, все эти сложные работы входили в стоимость основного контракта и никакой дополнительной оплаты не требовали. Как, впрочем, и работы по демонтажу якорно-швартовочных конструкций на 59 миллионов рублей. Этот платеж оказался не обеспечен ведомостью о проведении “строительно-монтажных работ”. В материалах проверки фигурирует также еще одна странная сумма: “в финансовых отчетах обнаружены оплаты за якобы выполненные водолазные работы по отдельному соглашению еще на сумму около 331 миллион рублей”. В итоге, сложив эти суммы, получаем более 1 миллиарда рублей, истраченных, по оценке Росфиннадзора, зря. Надзорное ведомство, по данным “Фонтанки”, направило представление о недопущении подобных нарушений бюджетного законодательства Росстрою, копии материалов проверки также были направлены в УФАС и УФСБ РФ по Санкт-Петербургу. В дирекции КЗС с позицией Росфиннадзора несогласны. От подробных комментариев «Фонтанке» строители дамбы отказались, сославшись на занятость при подготовке визита Владимира Путина, но пообещали, что когда страсти улягутся, дадут подробный ответ на все вопросы. Однако в дирекции все же подтвердили, что свою правоту намерены доказать в суде. Исковое заявление о защите своей деловой репутации Дирекция КЗС Росстроя подала в Арбитражный суд Петербурга еще в июле. В качестве обеспечительной меры суд потребовал Росфиннадзор отозвать предписание в отношении строителей. Сейчас, по данным Арбитража, судья знакомится с материалами дела. Решение, возможно, будет принято уже 9 октября. Кстати, третья сторона конфликта - нидерландская компания “Бокалис” - пока от комментариев отказывается. Вероятно, официальную позицию она будет согласовывать со своим партнером по петербургскому контракту – немецким концерном Hochtief, 10% акций которого принадлежит "Базэлу" Олега Дерипаски. По данным “Фонтанки”, общая сумма заключенного Hochtief Construction AG совместно с голландской Bokalis и Росстроем контракта составила 350 миллионов евро (около 12 миллиардов рублей). Причем доля Hochtief составила 140 миллионов евро (около 4,9 миллиардов рублей). Подрядчики должны были соорудить плотину длиной 2,6 км и автомобильный тоннель протяженностью 730 м. Работы должны быть завершены к 2012 году. Напомним, что строительство плотины в Финском заливе ведется уже более 30 лет. Реанимировали стройку в 2003 году. Тогда по сметной документации дамба стоила 18 миллиардов рублей. Однако в силу различных причин ее возведение затягивали. Выделенные на первом этапе 250 миллионов рублей были освоены, но фактически дело с мертвой точки не сдвинулось. В 2005-2006 годах разразился грандиозный скандал, связанный со срывами сроков сдачи объектов комплекса защиты от наводнений. Это кончилось массовыми “зачистками” в Дирекции и сменой руководства. В годы, на которые пришлась проверка Росфиннадзора, проектом руководили Владимир Щекочихин, Сергей Круглик и Владимир Коган. Уже летом 2007 года смету по дамбе пересчитали. В Росстрое отмечали, что за время строительства подорожали стройматериалы, да и сдача объектов идет превышающими темпами. Так, сообщили, что в ближайшие 2 года (2007-2008) на строительство выделяется 33,5 миллиардов рублей. Росстрой обратился также к правительству РФ с просьбой о выделении дополнительных 6 миллиардов рублей. Этот транш вскоре был согласован. Уже в этом году (как значилось в официальной формулировке, “в связи с корректировкой проекта”) финансирование дамбы было увеличено еще на 32 миллиарда рублей. Всего по программе снабжения Росстроя средствами на строительство плотины с 2007 по 2012 годы предполагалось выделить 55 миллиардов рублей. С учетом уже потраченного окончательная сумма выросла в астрономическую цифру – 87,3 миллиардов рублей. На эти деньги, как уверяют в Росстрое, будет достроена не только сама дамба, но и “морской участок” КАД, а также судоходные каналы. P.S. Но, видимо, эти средства, по каким бы схемам они не тратились, все же принесли свои «дивиденды». Во вторник присутствовавший на открытии судопропускного сооружения КЗС Владимир Путин высоко оценил усилия строителей. Теперь в город смогут подходить корабли-гиганты водоизмещением до 140 тысяч тонн. Правда, ряд экспертов утверждает: проекты судопропускных сооружений за время долгостроя уже устарели, и не смогут справиться с потоком кораблей. Из-за этого в акватории Финского залива будут постоянно скапливаться корабельные «пробки». Однако в Дирекции склонны считать, что все подобные трудности, если они, конечно, возникнут, решит центральный пульт управления объектами дамбы, - ведь в его строительство вложен целый миллиард рублей. Справка: Справедливости ради отметим, что в мире есть и более дорогие плотины, чем петербургская дамба. В частности, недавно достроенная китайская КЗС “Три ущелья” обошлась правительству поднебесной в 22 миллиарда долларов (около 550 миллиардов рублей). А вот аналогичное строение в Корее под названием “Дамба Мира” обошлось бюджету этого государства всего в 380 миллионов долларов (примерно 9,5 миллиардов рублей). Причем корейцы утверждают, что не экономили на стройке и старались сделать дамбу одним из самых грандиозных строений в мире. Маша Могилевская Источник: http://www.fontanka.ru