Новости - Судоходство и бизнес



23.09.2008 - Мурманский филиал "Росморпорт" опровергает информацию СМИ дискредитирующую деятельность филиала

Мурманский филиал ФГУП "Росморпорт" опровергает информацию СМИ, дискредитирующую деятельность филиала. “В последнее время в различных интернет- и информационно-аналитических изданиях были размещены материалы сомнительного содержания с общей темой, направленной на дискредитацию деятельности Мурманского филиала ФГУП “Росморпорт” с предположениями (выводами) о провале реформы системы управления портовым комплексом РФ и требованиями “признать создание ФГУП “Росморпорт” системной ошибкой и лишним звеном в системе государственного управления федеральным имуществом в морских портах”, - говорится в сообщении ФГУП.

Общий смысл публикаций сводится к тому, что Мурманский филиал ФГУП “Росморпорт” тормозит инициативы стивидорных компаний по развитию объектов инфраструктуры порта, а средства, полученные от портовых сборов, “проедает”, расходуя на содержание сотрудников предприятия, - сообщается в пресс-релизе. Считаем, что приводимые в статьях показатели и непроверенная информация, порочащая как Мурманский филиал, так и ФГУП “Росморпорт” в целом, являются полностью вымышленными для преднамеренного введения читателей в заблуждение и не выдерживают никакой критики. Так, утверждение о том, что, за последние 4 года ОАО “ММТП” затратило на ремонт, реконструкцию и новое строительство 325 млн. руб. А филиал “Росморпорта”, получив в 2007г. свыше 300 млн. руб. портовых сборов (а иные источники публикуют объемы сборов и в 600 млн. руб.), инвестировало в развитие порта лишь 5 млн. руб., не соответствуют действительности. Суммы затрат ОАО “ММТП” действительно значительные и не могут не вызывать уважения. Однако следует отметить, что ремонт, согласно заключенным договорам аренды, выполняют арендаторы, т.е. стивидорные компании. Это определяет и размер арендных платежей по договору, ставка которых в настоящий момент включает в себя налоговые платежи и амортизацию и не включает затраты на ремонт. Так, ежегодный размер арендных платежей всех стивидорных компаний в порту Мурманск в 2005-2007 гг., за минусом уплачиваемых из них налогов и иных обязательных платежей, составлял 12,7 – 18,7 млн. руб. Столь незначительный объем получаемых средств, обусловленный отсутствием нормативных документов, определяющих порядок сдачи в аренду федеральных объектов в портах по стоимости, установленной независимым оценщиком, и приводил к ежегодному отрицательному финансовому результату от данного вида деятельности. К тому же при детальном рассмотрении можно увидеть, что в период с 2005 по 2007гг. непосредственно в арендуемые объекты государственной собственности ОАО “ММТП” планировалось направить 85,4 млн. руб., а фактически выполнено работ только на 44,8 млн. руб. Еще хуже обстоят дела в 2008г. При согласованном объеме вложений в объекты федеральной собственности 106,6 млн. руб. выполнение по итогам 1 полугодия, согласно собственному отчету ОАО ММТП, составило 12,1 млн. руб. В течение 3-х лет не принимались меры по ремонту поврежденных в процессе эксплуатации участков причалов N4 и 9, при этом собственные объекты, в том числе и непроизводственного назначения, финансировались без каких-либо ограничений. Невыполнение заявляемых объемов финансирования в арендуемые объекты (в рамках договоров аренды) постепенно, но неизбежно приводит к исчерпанию резервов несущей способности на основных грузовых причалах и критическому износу конструктивных элементов большинства причальных сооружений. А специалистам не нужно пояснять, что гидротехнические сооружения - это основа стивидорного бизнеса. Не обосновано утверждение о том, что за все время действия договоров аренды Мурманским филиалом ФГУП “Росморпорт” не производились работы по ремонту и реконструкции объектов инфраструктуры в порту Мурманск. Общий объем вложений (реконструкция, новое строительство и ремонт) в инфраструктуру порта Мурманским филиалом ФГУП “Росморпорт” составили: • - 2005 год – 85,9 млн. руб., • - 2006 год – 76,6 млн. руб., • - 2007 год – 61,9 млн. руб. Объемы же портовых сборов при этом в 2005-2007гг. составили 220-260 млн. руб. по году. Также необходимо учитывать, что портовые сборы носят целевой характер, их размер весьма невелик по сравнению с ближайшими российскими портами, и направляются они на содержание лоцманских служб, систем управления движением судов, средств навигационного обеспечения и не могут в полном объеме направляться только на капитальные вложения в инфраструктуру. Тем не менее, приведенные цифры убедительно показывают, что ежегодно не менее 30% всех портовых сборов направляется на ремонт, реконструкцию и новое строительство объектов портовой инфраструктуры. Аналогичная ситуация и в отношении приведенных в публикациях фактов, касающихся действий Мурманского филиала по согласованию намерений стивидоров по реконструкции портовых перегрузочных комплексов. Все инициативы, по развитию портовой инфраструктуры, который вносят стивидоры Мурманского морского порта и ОАО “ММТП”, и которые “тормозит” ФГУП “Росморпорт” носят разрозненный, спонтанный характер, зачастую оформленные с нарушением существующего законодательства и нормативной базы по развитию портовой инфраструктуры. Ни одна из них не соответствует Генеральной схеме развития Мурманского портового транспортного узла, утвержденной Министром транспорта РФ и при этом большинство предложений не имеют под собой сколь-нибудь серьезного экономического обоснования. Предлагаемые проекты и технические решения не учитывают интересы государства, нарушают установленный законодательством порядок инвестирования средств в объекты государственной собственности, что приводит к дальнейшему размыванию государственной собственности в порту Мурманск, укреплению монопольного положения ОАО “ММТП” и ни в коей мере не решают проблемы совершенствования технологии погрузки судов, увеличения грузооборота порта и улучшения экологической обстановки в г. Мурманске. Более того, предлагаемые проекты не имеют необходимого инженерного обеспечения, в частности не предполагают разрешения проблемы с энергоснабжением, дефицит которого испытывает весь портовый район Мурманска. Мурманский филиал ФГУП “Росморпорт” обеспокоен размещением в интернет- и информационно-аналитических изданиях неверной и непроверенной информации и считает, что публикация материалов подобного содержания может негативно сказаться на реализации задачи по развитию Мурманского портового транспортного узла и уж ни в коем образе не ведет к конструктивному решению вопросов в части содержания и развития портовой инфраструктуры и созданию благоприятных условий для сотрудничества с ФГУП “Росморпорт” в этом направлении.