Новости - Судоходство и бизнес



02.10.2008 - Мировая торговли и мировые грузопотоки

Впереди, считает Global Insight, рост протекционизма торговли и еще ряд факторов в краткосрочном и долгосрочном периодах, усугубляющих пессимистические прогнозы и ожидания. В краткосрочном периоде кредитный кризис США уже вызвал замедление темпов роста азиатского экспорта по сравнению с 2007-м годом, применительно для линейных перевозок это означает вдвое меньший рост обьемов перевозок, чем был в 2006-м.

Экономика и Европы, и Северной Америки сохранит тенденцию спада и в следующем году. Существенный рост экспорта США обусловлен товарами низкой стоимости – такими как металлолом или с/х продукция, субсидируемыми правительством и в значительной мере падением курса доллара. Падение обьемов транстихоокеанских перевозок началось еще в 1-м квартале прошлого года, в 2006-м темпы роста обьемов линейных перевозок составили 10%, в 2007-м всего 2.2%, в этом году темпы роста могут перейти в темпы падения. Азиатско-европейская торговля росла бурными темпами на протяжении почти всего 4-го квартала 2007 года, однако кризис докатился и до Европы, и уже в этом году можно ожидать уменьшения обьемов торговли. Мировая экономика последних 15 лет характеризуется прежде всего глобализацией промышленности, производство товаров переместилось в страны с дешевой рабочей силой далеко от тех рынков, где потом готовые товары реализуются, а это вызвало стремительный рост торговли и перевозок. Глобализация вызвала также существенный рост потребления энергии, прежде всего огромным ростом грузоперевозок, и в немалой степени тем, что люди во всем мире стали вести более энергоемкий образ жизни, особенно в развивающихся странах, где значительные части населения впервые смогли позволить себе покупать автомобили или например, кондиционированные жилища. При этом огромная численность населения некоторых азиатских странах означает, что если например, 30% населения Китая и Индии смогут позволить себе автомобили, потребление энергии и энергоносителей во всем мире удвоится, так что в конечном счете в долгосрочном периоде цена энергоносителей будет расти. Но при этом удорожание энергоносителей вызовет обратный эффект, люди будут вынуждены экономить энергию, то есть высокая стоимость энергоносителей очень эффективно снизит обьемы их потребления. При этом все больше развивающихся стран перестает субсидировать стоимость топлива на внутренних рынках – так, Китай в этом году сократил субсидии, что привело к росту стоимости бензина и газа на 17-18%. Дальнейший рост стоимости топлива и нефти вызовет сокращение их потребления, а по мере уменьшения субсидий на топливо или полного отказа от них развивающимися странами, цены на нефть будут либо падать, либо по меньшей мере расти умеренными предсказуемыми темпами. Высокая стоимость топлива привела к скачку фрахтовых ставок, причем если это терпимо при перевозке готовой дорогостоящей и легкой продукции, вроде электроники, то при перевозках тяжелых массовых грузов стоимость перевозки сравнялась или превзошла стоимость самих этих грузов, например руды. Если топливо будет дорожать и дальше, станет просто невыгодно (в терминах мировой экономики) производить сталь в Китае и ввозит для этого в Китай огромное количество руды и угля, проще будет производить сталь там, где ее потребляют. В Китае тем временем растет зарплата и укрепляется юань, поэтому ситуация идет к тому, что различные накладные и сопутствующие расходы превзойдут выгоды от дешевой китайской рабочей силы, то же рассуждение справедливо и для других развивающихся азиатских стран. Не исключено, что рост транспортных расходов на различных стадиях производства товара заставит промышленность и предпринимателей переносить заводы и факторы ближе к своим рынкам. Все эти факторы могут оказать значительное влияние на обьемы и потоки мировой торговли – глобализация привела не только к переводу промышленности и производства в азиатские страны, она заставляет расти и средний уровень зарплат в этих странах, а это в свою очередь может привести к обратному процессу возвращения производства ближе к тем рынкам, где потребляется его продукция. В целом можно сделать вывод, что в долгосрочном периоде обьемы мировой торговли и значит, перевозок, претерпят существенные изменения и замедлят темпы роста. Source: Shipping Digest