Новости - Судоходство и бизнес



02.10.2008 - Обращение мирового морского сообщества к правительствам ведущих мировых морских держав

Международные ассоциации судоходных компаний выразили на днях гневный (и совершенно оправданно гневный) протест против постыдного бездействия мирового сообщества, не принимающего никаких мер против распоясавшегося пиратства в Аденском заливе.

Круглый стол крупнейших мировых ассоциаций ICS/ISF, BIMCO, Intercargo и Intertanko, а также Международной федерации транспортных рабочих ITF, выступил с совместным заявлением: «В настоящее время нападения пиратов на суда, сопровождающиеся обстрелом из автоматов и гранатометов, происходят каждый день, более 200 моряков находятся в плену у пиратов в ожидании выкупа. Если бы такими темпами начали похищать гражданские пассажирские самолеты, но позиция стран мирового сообщества была бы совершенно другой. Однако к коммерческим судам, которые являются кровью мировой экономики, отношение возмутительно безразличные – наверное потому, что их работу мало кто видит. Отрасль просто поражена тем, что ведущие мировые державы, с их гигантскими военно-морскими силами, не могут обеспечить безопасности судоходства на одной из самых главных водных артерий мира, связывающей страны Азии и Индийского океана с Европой и Восточным побережьем Северной Америки – ведь речь идет о Суэцком канале. С 9/11 мировое судоходство потратило миллиарды долларов на усиление безопасности от терроризма, чтобы соответствовать требованиям, установленным этими ведущими мировыми державами. Но когда над судами, над коммерческим судоходством, которое перевозит 90% грузов в мире, нависла прямая и непосредственная угроза, правительства большинства стран ведут себя так, как будто их это не касается. Более того, правительства говорят, что безопасность судоходства, это его личное дело, и пусть судовладельцы нанимают охрану для своих судов или вооружают экипажи, как это предложило руководство сил коалиции в регионе Coalition Task Force 150. Вооружение экипажей гражданских судов приведет лишь к эскалации насилия – на гражданских судах работают мирные люди, не обязанные иметь при себе и применять оружие, и кроме того, по законам многих стран наличие на борту гражданских судов огнестрельного оружия запрещено. Отрасль понимает, что сил коалиции в регионе не хватает для борьбы с пиратством и что при этом имеющиеся в Аденском заливе корабли делают все возможное, чтобы помочь гражданским судам. Но что делают правительства заинтересованных стран, чтобы справиться с проблемой? Ничего, тогда как им следует направить в регион корабли своих ВМС с целью очистить его воды от пиратства, и обеспечить безопасных проход судов. Правительства должны скорейшим образом договориться между собой и принять законы или правила, которые позволят военным предпринять необходимые меры против пиратов и судов-баз этих пиратов в открытом море. Требуется юридически обеспечить задержание пиратов и предание их суду. Ситуация настолько серьезная, что нет сомнений, при дальнейшей безнаказанности и эскалации пиратства ряд крупнейших судоходных компаний вынужден будет изменить маршруты следования своих судов, и направлять их к мысу Доброй Надежды в обход Суэцкого канала. Это удлинит время перевозки на направлении гланвых мировых грузопотоков на несколько недель, что вызовет жесточайшие негативные последствия для мировой экономики. По сути, может повториться кризис начала 70-х, когда Суэцкий канал был закрыт для прохода судов, и вероятность такого развития событий следует предотвратить как можно скорее. Международное морское сообщество отдает должное Международной морской организации IMO и ее усилиям, в частности обращению в ООН и Совет Безопасности ООН с просьбой немедленно предпринять меры по защите судоходства от пиратства. Но главным образом, требования отрасли обращены не к ООН, а как ведущим морским державам, у которых есть все возможности для скорейшего разрешения кризиса. Пора от слов и пустой риторики переходить к конкретным делам. На кону жизни моряков и безопасность мировых грузоперевозок». Морской бюллетень