Новости - Судоходство и бизнес



19.09.2008 - Финансирование судоходства и судостроения

Финансирование судоходства – резкое ухудшение ситуации Азиатские банкиры считают, что ситуация с финансированием судоходства значительно ухудшится, в связи с углубляющимся мировым финансовым кризисом. Региональный директор азиатского направления DnB NOR Bank Эрик Борген говорит, что события последних дней (падение Леманн Бразерс и пр.) лишь консолидировали проблемы, накапливавшиеся ранее. Другие азиатские банкиры говорят еще мрачнее – «это катастрофа».

При этом азиатские банкиры полагают, что события последних дней не особо сильно прибавят к существующим проблемам, ситуация и без краха Леманн была плачевной. Борген видит плохую сторону падения Леманн в том, что потеряно доверие на рынке межбанковского кредитования – найти средства по приличной ставке стало очень трудно, почти невозможно. При этом банки вроде DnB NOR Bank не собираются отказывать судоходным компаниям, но таких банков становится все меньше. Если финансы необходимы очень быстро, немедленно, то найти их на сегодняшнем банковском рынке будет очень трудно, если есть некоторое время – ситуация не настолько тяжелая, можно выкрутиться. Краткосрочные кредиты стали чрезвычайно дорогими, а опоздание с возвращением кредита даже на один день чревато потерей очень больших денег. Вопрос в том, как финансовый кризис, который будет в этом году только углубляться и скорее всего, продлится частично в 2009-м, отразится на судостроительных программах судовладельцев. Аналитик шиппингового фонда говорит, что в настоящее время об этом можно только гадать, и по мнению многих финансистов, кризис кредитования в судоходстве только-только начинается. По оценке DnB NOR Bank, в период до 2010 года судоходству требуется найти 340 миллиардов долларов кредитов и еще 200 миллиардов от проданных акций. DnB NOR Bank говорит, что это гигантские средства и вряд ли судоходство сможет их изыскать в требуемых обьемах, но нельзя в настоящее время сказать, сколько именно средств будет нехватать. Еще один банкир сказал, что проблема новостроев, это проблема и судовладельцев-заказчиков, и судостроителей, у последних тоже есть и будут нарастать трудности с финансированием. У судовладельцев проблема не только с финансированием, но и с ценой новостроев, чем дальше, тем больше она будет неприемлимо высокой. Несомненно, изменения в мировом портфеле заказов будут, но каких размеров сказать пока затруднительно. Несоменно также, что хуже всего придется тем, кто на рынке судоходства недавно – крупным компаниям с репутацией получить необходимые кредиты куда легче. Средний судовладелец работает обычно с пятью банками, ему надо быть готовым к куда более ограниченному выбору, один-два банка не более, а наладить отношения с каким-то новым банком будет практически невозможно. Стоимость кредитования по сравнению с прошлым годом выросла по меньшей мере вдвое, и она скорее всего, вырастет в ближайшее время еще на 50%. Marcus Hand, Singapore Lloyd’s List Нехватит финансов чтобы устоять в нарастающем кризисе У лидеров мирового судостроения практически нет финансовых резервов, чтобы противостоят углубляющемуся финансовому кризису, говорит глава информационно-аналитического отдела ведущего брокерского дома Франции Barry Rogliano Salles (BRS) Жан-Фредерик Лорьен. Судостроение всегда страдало от низкой нормы прибыли, и собственно говоря, лишь бум в 2005-06гг сделал многие верфи доходным предприятием. Но у судостроителей нет резервов противостоять долгосрочному кризису. При этом китайское судостроение, две трети которого являются государственными, остается черным ящиком – непонятно, какова там ситуация и как правительство будет регулировать кризис. Лорьен считает также, что перспективы балкерного сектора достаточно мрачные, исходя их того, что балкерный сектор во многом опирается на импорт руды в Китай. Металлургическая промышленность Китая в период 2001-07 росла в среднем на 21% в год, в этом году темпы роста с трудом дотянули до 10%. Лорьен дает два временных прогноза балкерному сектору, 6-месячный и 2-годичный. В течении следующих 6 месяцев возможен спад ставок из-за имеющихся в портах Китая запасов руды, конверсии танкеров в балкеры (что-то его подзанесло по-моему – В.М.) и уровня простоев в основных балкерных портах. Далее, считает он, начнут сказываться новострои, еще больше увеличивая давление на ставки в сторону снижения. Многим придется нелегко, они вряд ли смогут выстоять в разрастающемся кризисе, говорит он. Мы вступаем в период аннулирования сделок на строительство новых судов, сколько точно их будет никто конечно сказать не может, но канселляции будут расти. Andrew Spurrier, Paris Lloyd’s List