Новости - Судоходство и бизнес



05.09.2008 - Новая напасть на горизонте

Появился проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования страхованием гражданской ответственности или наличием финансовой гарантии», который в части, касающейся водного транспорта, несет в себе очень серьезные неприятности для судовладельцев.

Проект закона и комментарии к нему прислал Корсунский Андрей Валентинович, руководитель центра страхования водных судов в ВСК Страховой Дом, справка ниже. Сам проект слишком большой, чтобы давать его в новости, выкладываю его отдельной страницей по адресу: http://www.odin.tc/newlaw.htm Комментарии к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования страхованием гражданской ответственности или наличием финансовой гарантии» в части касающейся морского и речного транспорта Принятие данных изменений и дополнений в КВВТ в предложенной редакции из-за возрастания финансовой нагрузки станет еще одним фактором, способствующим исчезновению судовладельца судов внутреннего и прибрежного плавания как класса, тех, кто не может перерегистрировать тоннаж под удобный флаг. Увеличиться отток морских судов и судов «река-море» под удобные флаги, что станет просто катастрофой для всей отрасли. Предлагаемые изменения не учитывает специфику водного транспорта, противоречит международным конвенциям, участником которых является Российская Федерация и просто не согласованы с положениями законов, в которые они вносятся. Предлагаемые изменения в КВВТ: 1. Законопроект предписывает страховать ответственность за исполнение договоров перевозчиками, а ничего не говорится о судовладельцах, которые и являются фактическими перевозчиками. 2. Договор страхования не может обеспечивать выполнение обязательств перевозчика по договору перевозки. 3. Размер финансового обеспечения предполагается одинаковый для всех. Независимо от количества судов принадлежащих судовладельцу (перевозчику) их грузоподъемности, грузовместимости. 4. Как можно предъявить страховщику претензию до начала срока действия финансового обеспечения п. 5.3? В то же время п. 5.6 прямо указывает на то, что страховой случай должен произойти в течении срока действия договора страхования. Статья 5.5 предусматривает возможность предъявления требования об уплате страхового обеспечения только в течение срока действия финансового обеспечения, а статья 5.6 увеличивает период до окончания срока исковой давности Необходимо согласовать формулировки в предлагаемых изменениях, исключить двойное толкование. Четко прописать определения и термины. Пример п. 5.6 3 раздел – уточнить что подразумевается под словом «это» в фразе «при условии, что это произошло в течении срока страхования». 5. Список существенных нарушений перевозчиком договора перевозки необходимо детализировать и конкретизировать. 6. Статья 5.5 необходимо переписать полностью. Положения статьи, в частности перечня документов, ничего общего с перевозкой грузов на водном транспорте не имеет. Похоже, просто бездумно взято из закона об обязательном финансовом обеспечении ответственности туроператора. Еще одно подтверждение этому - стр. 4, ст.5 сведения в реестре где прямо упоминается туроператор. 7. Положение законопроекта о том, что страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещении в случае умысла страхователя противоречит статье 9 «Закона Об организации страхового дела в Российской Федерации» и статье 963 ГК РФ и самой сущности страхования. Если все же это положение будет принято, это даст беспредельные возможности для мошенничества со стороны страхователя. Со стороны страховщика единственная защитная мера – увеличение размера страховой премии до бесконечности. Следствие этого - дополнительное не чем не оправданное финансовое бремя на судовладельцев, кто фактически и является перевозчиком. 8. Договор страхования не может продляться автоматически, так как в этом случае не предусмотрена оплата страховой премии. В соответствии с существующим законодательством договор страхования вступает в силу после уплаты страховой премии. 9. Предлагаемые изменения никак не учитывают отношения, возникающие между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем при возникновении «Общей Аварии», которые регламентированы в КВВТ. 10. Ничего не сказано об ответственности грузоотправителя, грузополучателя перед перевозчиком например за не предоставление или предоставления заведомо ложной информации о грузе и его свойствах. 11. Условия страхование не предусматривают франшизу. Это существенно скажется на повышении стоимости страхования в доп. к п.7 выше. Изменения в КТМ и КВВТ: 1. В одних и тех же по сути разделах используется разная терминология. В сведениях вносимых в реестр перевозчиков и в информации о перевозчике на сайте ФОИВ на транспорте должны быть: «размер финансового обеспечения» - версия для КВВТ «размер страховой выплаты» - версия КТМ Предлагается единообразие - «размер финансового обеспечения». По сути же, данный законопроект просто не нужен, а наоборот вреден. Он только вносит сумятицу и сводит на нет действие существующих законов, которые пока хоть как то работают и регулируют взаимоотношения на водном транспорте. В мире уже давно сложился и успешно существует институт страхования гражданской ответственности судовладельцев. По этим договорам страхования как раз и страхуется ответственность перед пассажирами, за перевозимый груз и. т. д. Заинтересованный грузовладелец (грузоотправитель, грузополучатель) и без всяких законов потребует у судовладельца (перевозчика) наличия данной страховки, к тому же еще и сам застрахует свой груз. А если не потребует и не застрахует, то это его, грузовладельца проблемы. Если же государство так уж сильно переживает за грузоотправителей, грузополучателей, то страхование в силу закона при перевозках на водном транспорте должно звучать как «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ». При этом учесть огромный опыт мировой судоходной и страховой индустрии а так же опыт Российского страхового рынка по оказанию услуг в данном виде страхования на добровольной основе, особенности работы на ВВП России и конечно же нормы уже действующих законов. Справка: Корсунский Андрей Валентинович Руководитель центра страхования водных судов в ВСК Страховой дом. Работает в компании с 1995, занимал должности менеджера по урегулированию претензий по страхованию каско судов и ответственности судовладельцев, затем андеррайтера. С 1999 г. является руководителем подразделения, отвечающего в ВСК Страховой дом за деятельность по страхованию каско судов и ответственности судовладельцев. Образование в страховании получил во время обучения в различных формах в г. Москве, Лондоне, Кельне, Роттердаме. До работы в ВСК – После окончания в 1982 ЛВИМУ им. адмирала С.О.Макарова, судоводительский факультет, 13 лет работы на океанских судах Российских и иностранных компаний, последняя должность в плавсоставе – ст.помощник капитана. Морской бюллетень