Новости - Судоходство и бизнес



18.08.2008 - Балкерный сектор – сезонный спад или переход в цикл спада?

Затянувшийся спад Baltic Dry Index начинает волновать, это самый большой и продолжительный спад в период с 3-го квартала 2005 года. Goldman Sachs Group Inc (особо отмечу прогноз Голдман – они дают исключительно и только мрачные прогнозы, и так как не раз, не два и не три ошибались с точностью до наоборот, позволю себе предположить, что постоянный негатив Голдман не случаен) предрекает, что в следующем году ставки в балкерном секторе будут на 40% ниже текущего, в 2010 году ставки потеряют еще 47%.

Если быть более точным, то аналитики Goldman Sachs в Гонконге говорят, что BDI достиг рекордных 11793 пунктов 20 мая и с того времени упал на 37%, средний уровень на этот год составит 8498, на следующий 5099, и в 2010 году упадет до 2719. Tufton Oceanic Ltd, крупнейшая хеджевая компания в мировом судоходстве, считает, что наступает элементарный цикл спада в мировой экономике – «люди стали меньше покупать, от домов и автомобилей до бытовой техники, уменьшившийся спрос пошел по обратной цепочке и дошел до сырья, в том числе навалочных». В Китае впервые по меньшей мере за 3 года зафиксирован спад промышленного производства, но не надо забывать, что лето – период традиционного спада, и что многие заводы Китая были закрыты или перешли на сокращенный график работы в связи с Олимпиадой. Несмотря на угрозы переизбытка балкерного флота от массированного строительства новых судов, не надо забывать и о том, что хватает прогнозов, согласно которым строящегося флота в ближайшие 2-3 года все равно будет недостаточно, тем более, что ряд заказов отменен из-за трудностей с рефинансированием. Кроме того, не раз и не два наглядно демонстрировалось, что рынок судов нельзя определять механистическим подсчетом действующего тоннажа – строящегося тоннажа – перевезенных грузов – планируемых к перевозке грузов. Он куда более сложен и зависит от других факторов в не меньшей степени, чем от цифрвого соотношения спрос-предложение. Есть простой факт – несмотря на падение последних недель, средний уровень BDI остается более чем втрое большим, нежели средний уровень за последние 20 лет, 7420 на 14 августа против 2015 – среднего уровня последних 20 лет. Особо, опять же, отмечу прогноз Голдман, который делает упор именно на том, что заказано, по их мнению, слишком много судов. Тем временем, балкерные компании сообщают о хороших или очень хороших результатах 1 и 2 кварталов, и выражают уверенность в скором подьеме рынка, с начала сентября. STX Pan Ocean сообщает о 46-процентном росте доходов по итогам 2 квартала, DryShips Inc сообщает, что доходы по итогам 1 квартала выросли более, чем вдвое. При этом необходимо отметить, что несмотря на падение индекса и ставок, кейпсайзы, например, не снижают скорость – ставки остаются на высокодоходном уровне, тогда как, как известно, VLCC вынуждены снижать скорость, чтобы не разорить владельцев. Bloomberg приводит пример известного Нобу Су по прозвищу Слон, о котором я писал на этой недел – он, якобы, предвидел этот спад еще два года назад и сократил свой флот балкеров с 120 до 40 судов, наращивая взамен флот супертанкеров, и став к настоящему времени третьим в мире по величине владельцем VLCC, работающих в споте. Весьма спорный пример. По данным Drewry Shipping Consultants Ltd, мировой балкерный флот в следующем году увеличится на 786 судов, 15% действующего флота. Так называемые FFA, фрахтовые фьючерсы, упали на отгрузки 4-го квартала на 6.9% для кейпсайзов и на 13% для панамаксов. В целом ясно одно – следующие два месяца покажут нам, что означает спад летних месяцев. Сезон ли это, усугубленный Олимпиадой, либо действительно, глобальный экономический спад. Отдел судоходства нью-йоркской фондовой Dahlman Rose & Co, например, предлагает инвесторам «не торопиться с продажей акций судоходных компаний». По материалам Bloomberg