Новости - Судоходство и бизнес



19.08.2008 - Паромный рынок Средиземного и Черного морей, краткий обзор

Уровень конкурентности в паромном секторе вызывает у всех заинтересованных, от стран и правительств до операторов и пользователей, большой интерес и неутихающие споры, с тех пор, как был принят закон 3577/1992 в 1992 году, регулирующий паромное сообщение в ЕС.

Согласно закону, все страны ЕС за исключением Португалии, Франции, Италии и Греции, обязаны были прекратить существовавшую практику каботажного судоходства, и открыть двери для международной конкуренции. Паромный рынок Черного моря характеризуется небольшим числом операторов и обслуживаемых районов. Особо интересен тот факт, что большинство оперируемых судов – ро-ро, это признак малого количества пассажиров. 65% работающих паромов ро-ро, 31% ро-паксы, и только 4% - скоростные пассажирские суда, при этом средний возраст флота составляет 28 лет. В Средиземном море в настоящее время насчитывается 35 районов, обслуживаемых паромным сообщением, в них работает 381 оператор, они поддерживают 646 линий. Половина паромных операторов приходится на Восточное Средиземноморье, 36% работают только в Западном Средиземноморье, 9% работают по всему Средиземноморью, и 7% работают также и в Черном море. Привлекательность Восточного Средиземноморья с точки зрения паромных операторов обусловлена в первую очередь географией Эгейского и Адриатического морей, с огромным количеством небольших, но обитаемых островов и растущими грузо и пассажирскими потоками, связывающими Балканы с Центральной Европой. Интересен еще один статистический факт – среди операторов почти 6 из 10 работают в двух районах, 3 из 10 в двух, 14% в четырех. В Адриатике конкуренция растет, особенно на линиях Хорватия – Италия и Греция – Италия, что вызвано в первую очередь существенным спросом на сообщение между Южными Балканами и Центральной Европой. Самым характерным является направление Греция – Италия, там 14 операторов конкурируют на 13 линиях, среди основных участников такие компании, как Minoan Lines, ANEK Lines, Blue Star Ferries и Superfast Ferries. Из-за уникальности районов Эгейского и Ионического архипелагов, греческий рынок заслуживает более тщательного анализа, несмотря на то, что Греция не приняла до конца требования 3577/1992. С лета 2006 года, тем не менее, принят например такой закон для операторов порта Пирей: порт назначения должен обслуживаться минимум двумя операторами, при годовом минимуме 150000 пассажиров. 356 греческих линий разбиты на 84 линии, субсидируемые государством, 30 коротких местных с протяженностью макс 15 миль и 242 линии, где преобладают рыночные условия. Субсидирование ряда линий связано с необходимостью поддерживать минимальный уровень социальных и экономических связей между материком и многочисленными островными колониями. При этом интересно отметить, что 35% греческих операторов работают на одной линии – субсидируемой государством, как правило. У итальняцев стратегии одной линии придерживаются 30% операторов, а французские паромщики не работают по этому принципу вообще, ни у кого нет только одной линии. Говоря о конкурентности на рынке, надо заметить, что наибольшая конкурентность наблюдается на рынках Греции и Южной Франции – 33% линий имеют более одного оператора. У Италии и Испании, соответственно, число этих линий составляет 23 и 20 процентов. Рынок Хорватии наименее конкурентен, на всех 23 линиях работает по одному оператору. На греческом рынке более 2/3 всего обьема перевозок – пассажирского, автомобильного и фур, приходится на долю семи крупнейших операторов, короткие до 15 миль линии в эту статистику не включены. В заключении о греческом рынке можно сказать, что необходимость вмешательства в него антимонопольной службы вызвана в первую очередь безответственностью самих операторов, не понимающих социальных аспектов паромной связи. В заключении обзора, можно сделать вывод, что паромные рынки Средиземноморья и Черного моря потенциально привлекательны и имеют значительный бизнес потенциал. Главные факторы потенциала – старый флот ро-ро в Черном море; недостаток конкурентности во многих районах Восточного Средиземноморья и растущие обьемы перевозок в регионе Восточного Средиземноморья. Так, рост торгового оборота в долларах на 2007 год по сравнению с 2003-м составил, для Кипра, Египта и Турции соответственно, 47, 71 и 98 процентов. Source: XRTC, Hellenic Shipping News