Новости - Судоходство и бизнес



19.08.2008 - В порту Темрюк строится вторая очередь комплекса по перевалке СУГ

ООО «Мактрен–Нафта» заявило о намерении в конце года запустить вторую очередь терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) в порту Темрюк. Инвестиции в его строительство составляют 1,9 млрд рублей. Проектная мощность — 700 тыс. куб. м газа в год.

Эксперты считают запуск терминала своевременным ввиду высокого спроса на мировых рынках на сжиженные углеводороды. Однако, по их мнению, объемы перевалки строящегося терминала слишком малы, так как потребности постоянно растущего рынка уже составляют 5 – 6 млн т в год. В конце 2008 года краснодарская компания ООО «Мактрен–Нафта» намеревается запустить вторую очередь терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов (пропан-бутановая смесь) в порту Темрюк (Краснодарский край). По данным компании, инвестиции в строительство терминала составляют 1,9 млрд рублей. Как пояснили в «Мактрен-Нафта», первоначально планировалось потратить на строительство терминала 600 –700 млн рублей. Однако, по словам генерального директора компании Агабека Бадалова, проект претерпевал коррекцию дважды, и в окончательном варианте его сметная стоимость превысила 1,9 млрд рублей. В строительство и развитие первой очереди компания уже вложила 1,6 млрд рублей. В департаменте транспорта и связи Краснодарского края сообщили, что перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов предназначен для приема железнодорожных цистерн, слива СУГ в резервуарный парк и перегрузки в суда-газовозы. Планируемый годовой объем перевалки — 700 тыс. тонн в год. Комплекс представляет собой объект, состоящий из насосно-компрессорной станции, железнодорожной сливной эстакады для приема цистерн, резервуаров для раздельного хранения сжиженных газов и системы магистральных трубопроводов, по которым продукт транспортируется на причал с последующей погрузкой судов-газовозов. Первая очередь терминала с годовой мощностью 300 тыс. тонн газа была запущена в 2007 году. Как сообщили в компании, уже завершена наработка емкостного парка, а полное окончание строительства запланировано на IV квартал 2008 года. По данным «Мактрен-Нафта», сырье для перегрузки поставляют ОАО «Газпромэкспорт», ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Астраханьгазпром», ООО «Сургутгазпром», а также Казахские и Туркменские нефтегазовые компании. ООО «Мактрен Нафта» (Краснодарский край) основано в 2003 году с целью строительства в порту Темрюк Краснодарского края перевалочного комплекса СУГ для экспорта в страны Европы и Турцию. Учредители: Агабек Бадалов, Артур Минасов, компании Safinat An-Najaat Petroleum Co. Limited и «ЛЕТРОКС Лимитед». Акционерный капитал распределен между юридическими (99%) и физическими лицами (1%). Финансовые показатели не разглашаются. Эксперты считают открытие второй очереди терминала своевременным, так как на мировом рынке спрос на сжиженное углеводородное топливо растет вдвое быстрее, чем на сырую нефть. «В Западной Европе действует уже более 10 тыс. АЗС, работающих на сжиженном газе. Потребность в СУГ в Китае к 2010 году прогнозируется на уровне 28 млн тонн (сейчас — 20 млн, собственные мощности на пределе)», — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Станислав Август. По его мнению, спрос на это сырье будет расти. «Потребности рынка могут составить 5 – 7 млн тонн в год, — отметил аналитик. — И потому объем перевалки в 700 т в год — очень мал». Впрочем, по данным эксперта, крупнейший производитель пропан-бутановой технической смеси – компания «СИБУР» – также заявил о своих планах по строительству терминалов перевалки СУГ в Азове (Ростовская область). Аналитик по нефтегазовой отрасли Альфа-Банка Константин Батунин предположил, что газпромовские структуры, которые будут пользоваться услугами нового терминала, занимаясь кроме природного газа, еще и СУГ, таким образом повышают свою рентабельность. «Но в любом случае это не является их основным направлением, а является скорее побочным продуктом», — отметил он. Коммерсантъ