Новости - Судоходство и бизнес



17.06.2008 - Ограничение ответственности перевозчика при повреждении груза

Право перевозчика на ограничение ответственности является значительной частью правил Hague и Hague-Visby Rules, но несмотря на эта, время от времени все равно случаются разногласия. В Коммерческом суде Лондона недавно рассматривалось дело, где стороны не сошлись в определении ответственности и ее размеров.

Вкратце дело было в определении ответственности перевозчика за ущерб грузу – ограничивается ли она физическим обьемом поврежденного груза, или в нее включается и общий экономический ущерб. Статья Article IV Rule 5(a) правил Hague-Visby Rules гласит: Если характер и стоимость товара, принятого к перевозке, не были объявлены грузоотправителем до отгрузки и не проставлены в коносаменте, ни перевозчик, ни судно не могут нести ответственности за утерю или повреждение груза в размерах более 666.77 SDR за место или 2 SDR за кг брутто-веса, какая сумма будет больше. “Unless the nature and value of such goods have been declared by the shipper before shipment and inserted in the B/L, neither the carrier nor the ship shall in any event be or become liable for any loss or damage to or in connection with the goods in an amount exceeding 666.77 SDR per package or unit or 2 SDR per kilogram of gross weight of the goods lost or damaged, whichever is the higher.” Суть дела: Балкер LIMNOS (валовая 31643, постройки 1992) перевозил партию кукурузы из США в Акаба, Иордания, и по приходу в порт выгрузки обнаружилась подмочка небольшого количества груза, 12 тонн, явно из-за подтекания люков трюмов. Испорченную кукурузу отделили от общей партии, при этом некоторое количество груза было механически повреждено при отделении, и грузополучатель, и перевозчик сошлись на величине 250 тонн, итого было повреждено 262 тонны, с чем перевозчик согласился. Однако далее власти порта потребовали фумигации партии, для чего она сначала была выгружена в фумигированные силосные башни, и лишь затем в хранилище. О партии уже стало известно на рынке, как о бракованной, в результате стоимость снизилась на 13 долларов/тонна. Грузовладелец понес ущерб в размере 570000 долларов в связи со снижением стоимости партии, плюс издержки по перегрузке и фумигации, хотя лично я не понял и в статье не говорится – фумигацию потребовали из-за подмочки или это обычное требование. Грузовладелец подал иск на перевозчика, требуя возмещения ущерба в размере 1.55 миллиона долларов. Суду требовалось выяснить, ограничивается ли ответственность перевозчика возмещением убытков за непосредственно поврежденный при перевозке груз, или, как заявил грузовладелец, статья 5(a) подразумевает общий экономический ущерб. В результате рассмотрения всех обстоятельств дела и аргументов обеих сторон, суд вынес решение в пользу перевозчика. Слова «товары утеряны или повреждены» означают именно то, что означают – утерю или повреждения товара, и следовательно, ответственность перевозчика ограничивается брутто-весом поврежденного товара. [2008] 1 Lloyds Rep.50 (the “LIMNOS”)