Новости - Судоходство и бизнес



18.06.2008 - Стратегия развития морской деятельности РФ до 2020 года

Комментарий: Прочитал, потом еще раз, потом избранные места, потом еще раз все вместе снизу вверх и сверху вниз, и ни хрена не понял. Структурировал прочитанное, эшелонировал, расставлял приоритеты и убирал оные, выбирал различные сценарии, пытался войти в симбиоз и выйти из него, просто медитировал – все равно не понял. Хотел напиться и упав в транс, еще раз перечитать, но лень идти за водкой. Уловил только, что надо наращивать и участвовать в глобальных процессах. Согласен и поддерживаю – надо. А вообще Стратегия понравилась. Круто. Приглашаю ознакомиться и если кто-то что-то понял, пояснить мне, а я поделюсь с общественностью. М. Войтенко

Стратегия развития морской деятельности РФ до 2020 года Разработка «Стратегии развития морской деятельности РФ до 2020 года и на более отдаленную перспективу» выходит на финишную прямую. Более четко обозначаются цели и этапы реализации Стратегии. Над Стратегией развития морской деятельности РФ до 2020 года и на более отдаленную перспективу (далее Стратегия) работали несколько научных коллективов. Полученные результаты должны быть представлены на июньском заседании Морской коллегии при Правительстве России. О работе над Стратегией рассказывает заместитель директора центра научного сопровождения Морской коллегии при правительстве РФ Алексей Михайлович КОНОВАЛОВ. – В 1997 году Президентом РФ была одобрена концепция ФЦП «Мировой океан». Основные положения этой концепции вошли в Морскую доктрину РФ на период до 2020 года. Эти два документа сформировали идеологию долгосрочного развития морской деятельности нашей страны, но для практического воплощения этой идеологии необходим механизм реализации национальной морской политики. Именно поэтому на заседании Морской коллегией при правительстве РФ от 19 декабря 2006 года было принято решение о разработке «Стратегии морской деятельности РФ до 2020 года и на более отдаленную перспективу». Коллективный труд – Для нас принципиально важными моментами стали отход от порочной практики келейного принятия решений. Мы привлекли к разработке Стратегии представителей научного сообщества, судоходных и судовладельческих компаний, деловых кругов и общественных организаций. Дело в том, что любому стратегу-прогнозисту свойственно воспринимать свои способы прогнозирования как процесс непосредственного управления будущим. Это зачастую порождает не трезвые оценки, а слишком радужные перспективы, продиктованные субъективными устремлениями. На наш взгляд, если не будет достигнута какая-либо из выдвинутых стратегических целей или достигнута частично – это еще полбеды. В любую стратегию должны быть встроены системы компенсаторов – механизмов альтернативных путей достижения этих стратегических целей. Но если будет упущена возможность сплотить вокруг Стратегии российское морское сообщество, то это будет провал. 19 декабря 2007 года были одобрены временные критерии и показатели состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности. Это стартовый перечень документов, от которых мы отталкиваемся при разработке проекта Стратегии. Сама стратегия, на наш взгляд, должна включать в себя и те организационно-плановые документы, которые будут разработаны министерствами и региональными органами исполнительной власти. Региональную специфику из Москвы увидеть очень сложно, поэтому регионы обязательно должны принять участие в разработке Стратегии. По инновационному сценарию Рис. Схема построения и реализации Стратегии развития морской деятельности до 2020 г. и на более отдаленную перспективу – Существуют различные подходы к разработке Стратегии. Мы считаем, что она должна определять способы реализации национальной морской политики, объявленные Морской доктриной, а также актуализировать и конкретизировать ее установки. Суть идеи заключается в постепенном увеличении роли и эффективности морской деятельности, укреплении основ российской государственности. Мы проводим ту точку зрения, что в основу Стратегии должна быть положена региональная и природно-климакстическая специфика нашей страны. Мы выделили 10 перспективных точек роста, в том числе Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск и т. д. Из трех сценариев развития страны, разработанных Минэкономразвития (это инерционный, энергосырьевой и инновационный), мы взяли за основу инновационный. А это предполагает массовое развитие и внедрение в морехозяйственный комплекс страны перспективных технологий, в том числе строительство глубоководных портов, развитие Северного морского пути и т. д. На протяжении всего периода реализации Стратегии должно происходить совершенствование государственного управления развитием морской деятельности. При этом предполагается повышение социальной мотивации к участию в морепользовании и повышение инвестиционной привлекательности морской деятельности и отдельных ее видов. К периоду 2020–25 годы открывается возможность симбиоза всех субъектов национальной морской политики нашей страны (государства, общества и бизнеса) в развитии морской деятельности. Такой подход позволяет структурировать и эшелонировать Стратегию, расставить приоритеты по времени. И разобраться, что относить к стратегическим целям в тот или иной момент, а что – к практическим задачам. От внутреннего к внешнему – На первом этапе реализации стратегии наивысший приоритет отдается повышению роли и эффективности морской деятельности в комплексном обеспечении национальной безопасности нашей страны. Включая наращивание морского потенциала. Имеется в виду безопасность стратегических секторов и критических инфраструктур морской и морехозяйственной деятельности (транспортная безопасность, экологическая, энергетическая, продовольственная и пр.). На втором этапе приоритет смещается в область устойчивого социально-экономического развития РФ и ее приморских регионов. Что осуществляется в соответствии с учетом основных положений действующей программы социально-экономического развития РФ, стратегии развития РФ до 2020 года, которая разрабатывается. Третий этап связан с усилением внешнеполитического влияния России и восстановлением ее в статусе развитой морской державы. Осуществляется это в соответствии с концепцией внешней политики РФ. Поскольку в современных условиях социально-экономическая динамика и внешнеполитическое влияние любой страны определяется не столько характером ее внутреннего развития, сколько участием в глобальных мировых процессах. Таким образом, на первых этапах реализации Стратегии приоритет отдается внутреннему развитию: разумной политике импортозамещения и протекционизма, особенно в отношении конкурентоспособных видов морской деятельности стратегических секторов и критических инфраструктур. После накопления достаточного потенциала осуществляется взаимовыгодное с другими морскими державами открытие рынка для товаров и услуг морского происхождения, морского назначения, поощрение внешнеэкономической активности субъектов национальной морской политики. На протяжении всего периода реализации Стратегии необходимо преодолеть два принципиальных ограничения. Это инфраструктурные ограничения и инвестиционно-технологические.