Новости - Судоходство и бизнес



19.06.2008 - Законодательный зигзаг

Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике намерена подготовить поправки в ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и представить их в Госдуму в ходе осенней сессии. После многолетних скитаний по коридорам власти осенью 2007 года был принят Федеральный закон «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Однако столь долгожданный документ так и не решил проблемы портовиков. В каких-то вопросах даже усугубил их. Морские порты как функционировали незаконно, не имея границ, так и продолжают безгранично нарушать закон. С момента принятия документа только один порт был оформлен по всем правилам. Кроме того, закон о портах оказался «в городом одиночестве». Для того чтобы он начал функционировать в полном объеме, необходимо, по разным оценкам, принять порядка 40–60 подзаконных актов. Как избежать противоречия Александр Воронцов, начальник управления госимуществом Росморпорта: – Закон о морских портах – важный документ, однако он нуждается в серьезном совершенствовании. Так, в соответствии со ст. 30 ФЗ управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными правительством РФ федеральными органами исполнительной власти в соответствии с этим законом и иными нормативными актами РФ. В этой же статье определен перечень полномочий Росморречфлота в отношении федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении подведомственных предприятий и учреждений. Но названным положениям закона противоречат отдельные нормативные акты, определяющие сферу компетенции Росимущества и Росморречфлота по осуществлению полномочий собственника федерального имущества. В связи с этим необходимо как можно скорее привести данные нормативные акты в соответствие с новым законом «О морских портах». …ФГУП «Росморпорт» планирует, что «Порядок сдачи в аренду федерального имущества в морских портах» будет утвержден приказом Минтранса и зарегистрирован в Минюсте в течение полутора месяцев. В настоящее время многие договоры аренды федерального имущества в морских портах, заключенные морскими администрациями портов или территориальными органами Минимущества России, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Александр Давыденко, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ: – Росморпорт вынужден был вернуться к практике арендных договоров со стивидорами на 11 месяцев, так как до сих пор не разработан порядок заключения договоров аренды. Краткосрочные договоры не требуют регистрации, поэтому они единственная возможность для портовиков сохранить легитимность. Узкие места В апреле 2008 года состоялось выездное заседание комиссий Совета Федерации по национальной морской политике и по естественным монополиям, посвященное реализации требований ФЗ «О морских портах». Члены комиссии посетили порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск. Вячеслав Попов, председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике: – При рассмотрении закона в Совете Федерации осенью прошлого года нашей комиссии было дано поручение – провести мониторинг реализации закона. Ведь одобряя закон в том виде, в каком он поступил из Государственной думы, мы уже прогнозировали ряд проблем и осложнений с его практической реализацией. Думаю, что к осени мы подготовим поправки в закон о морских портах и внесем их в Государственную думу в качестве законодательной инициативы. Среди всех острых проблем есть одна, наиболее срочная – надо решить вопрос об определении границ портов. Мы знаем, что Правительство РФ связывает появление постановления о границах портов с решением всех сопутствующих вопросов, в том числе по землям внутри порта (требуется разработка схем территориального планирования по каждому порту). С моей точки зрения это ошибочное решение. Бесспорно, надо принимать решение по землям внутри портов, но это весьма сложный и организационно, и юридически процесс. На него уйдет очень много времени. Поэтому у нас есть встречное предложение – вести эту работу поэтапно. В первую очередь, в самое ближайшее время принять постановление по внешним границам портов. Определить внешнее кольцо, а затем этап за этапом определяться с внутренними землями портов. Портам крайне важно, чтобы внешние границы были установлены уже сегодня. В том числе для того, чтобы были законные основания для открытия пунктов пропуска в портах. Другой круг вопросов связан с проблемами в сфере налогообложения и таможенного регулирования. Несмотря на то что количество портовых сборов было сокращено, их средневзвешенная ставка выросла. Без создания специальных условий государством, российские порты не будут конкурентоспособными. Игорь Русу, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта: – Что касается новых ставок и новых правил портовых сборов, то в соответствии с требованиями закона «О портах» они привязаны к национальной валюте и начисляются по валовой вместимости судна – это улучшающие и оптимизирующие процесс нововведения. Однако, учитывая глубину нововведений, агентство проводит ежемесячный мониторинг реализации задачи по внедрению новой системы портовых сборов. Виктор Квитко, начальник управления регулирования транспорта ФСТ РФ: – Мы готовы корректировать размер тарифов портовых сборов, предусмотренных законом «О морских портах в РФ». Тарифы будут снижены в индивидуальном порядке в отдельных портах РФ в том случае, если ФСТ признает это действие экономически обоснованным. Кроме того, расценки могут уменьшиться, если по итогам мониторинга ФСТ выявит, что предложенный в законе размер ставок привел к снижению экономической эффективности портов. Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских портов, член Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга: – Принятый закон «О морских портах» очень помог портовикам, так как порт и стивидорные компании были определены законом как транспортные организации. Но без четкого определения внешних границ в портах складывается ситуация «короля без королевства». Мы назначаем руководство и капитана порта, но формально у них нет четких границ территории, которой они управляют. Сенаторы намерены предложить… В ходе работы комиссии Совета Федерации в адрес Правительства РФ был выработан ряд рекомендаций. Помимо предложений по ускорению процесса лигитимизации портов сенаторы намерены предложить федеральным органам власти рассмотреть вопрос о введении общественной экспертизы наиболее значимых законопроектов. Предлагается также рассмотреть вопрос об освобождении от ввозных пошлин оборудования для морских портов. Подготовила Наталья Дмитриева Морской бизнес Северо-Запада