20.06.2008 - |
Пропускная способность Большого порта Санкт-Петербург – достигла с |
Порт буквально задыхается в растущем грузопотоке. Реконструкция портовой инфраструктуры за счет федеральных средств должна переломить ситуацию.
59,6 млн тонн грузов было обработано в порту в 2007 г.
До 80% причалов нуждаются в коренной реконструкции.
Около 50% всех импортных и 33% экспортных грузов, перевозимых морским транспортом в России, по итогам 2007 года осуществлялась через Большой порт СПб. Порт является лидером среди всех морских портов РФ по перевалке сухих грузов – 24%, контейнерных – 54%, рефрижераторных – около 80%.
Сегодня Большой порт СПб – это крупнейший на Балтике универсальный морской торговый порт. Он вместе с нефтеналивным комплексом в Приморске занимает абсолютное лидирующее положение во всем Балтийском регионе. По некоторым видам грузов БП СПб является безусловным лидером среди российских портов. По статистике 80% грузов, проходящих через петербургский порт, – это транзитные грузы, предназначенные в основном для центрального региона РФ.
Динамика перевалки грузов Год млн т
2004 51,2
2005 57,5
2006 54,4
2007 59,6
Быстрее, выше, сильнее…
Вот как охарактеризовал текущее состояние Большого порта СПб генеральный директор ОАО «ЛенморНИИпроект» Александр Михайлович ПАНИН.
– Еще в 2006 году, говоря о прогнозных показателях роста мирового грузооборота, я предполагал возможный рост на 6–8%. Если в течение 2–3 лет тенденция сохранится, порт задохнется в грузопотоке.
Все транспортные коммуникации, включая городские, автомобильные, не справляются с обслуживанием столь мощного грузопотока. Администрация порта старается наращивать грузооборот в рамках существующих технологий, площадей, портовой инфраструктуры, мощностей. Но этот процесс не бесконечен.
Около 60% причального фронта БП СПб сегодня необходимо реконструировать. А это большие вложения и время – для проектировки и реконструкции потребуется минимум 3 года. Достаточно сказать, что сегодня складское хозяйство застыло примерно на уровне 60–70-х годов.
И по 1-му, и по 2-му грузовым районам глубины позволяют принимать суда только малого водоизмещения.
К моменту вступлении России в ВТО существенно возрастет интенсивность движения иностранных судов в наших территориальных водах. 1-й и 2-й районы нужно переориентировать под эти направления, не следует забывать обширный район Бронка–Ломоносов, который создаст резервные площади для перевода части портовых активов.
По данным Комитета по транспортно-транзитной политике, только за последние 10 лет грузооборот Большого порта Санкт-Петербург вырос в 3 раза.
За последние 5 лет был зафиксирован почти 3-кратный рост объемов обработки контейнерных грузов, в 2007 году он составил 1 млн 690 тыс. усл. контейнеров.
В 1 квартале 2008 года динамика грузооборота снизилась. Это косвенно также подтверждает тот факт, что в сегодняшних границах порт приблизился к пределу своих пропускных способностей.
Из федеральных источников
В мае правительство Петербурга направило в Минтранс РФ предложения по развитию Большого порта СПб. Согласно им его грузооборот может быть увеличен к 2015 году до 70 млн тонн в год. А объемы обработки – до 4–5 млн TEU контейнерных грузов и до 100 тыс. единиц накатной техники.
Утверждение концепции развития БП СПб в правительстве РФ, которое должно состояться в течение нескольких месяцев, позволит открыть бюджетное финансирование из федеральных источников в перспективе на несколько лет.
О федеральной поддержке по программам развития БП СПб рассказал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Игорь Михайлович РУСУ.
– В 2007 году общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры БП СПб составил 10 млн руб. Четверть из них – средства федерального бюджета, остальное – частные инвестиции.
В 2008–2009 году завершается реализация ФЦП «Модернизация транспортной системы России». С 2010 года стартует новая ФЦП «Развитие транспортной системы России» – только на реализацию подпрограммы «Морской транспорт» федеральным бюджетом направлено порядка 170 млрд руб. Это, пожалуй, первая программа, которая откроет федеральное финансирование для развития инфраструктуры порта Санкт-Петербург.
Принято достаточно много важных решений, которые позволят в течение последующих 7 лет осуществить ряд проектов и продолжить положительную динамику развития БП СПб.
В 2008–2009 годах из средств федерального бюджета запланированы проектные работы по строительству объектов федеральной собственности в петербургском порту объемом 2,5 млрд руб. Это реконструкция Морского канала, строительство пассажирского комплекса на Васильевском острове и прочее.
Основные работы по модернизации и строительству объектов федеральной собственности предусмотрены на период 2010–2015 годы. В частности, на реконструкцию Морского канала с окончанием в 2013 году выделено 10,5 млрд руб.
Около 500 млн руб. пойдут на строительство объектов федеральной собственности пассажирского комплекса на Васильевском острове. А именно акваторий, подходных каналов и пунктов пропуска. А также на реконструкцию объектов федеральной собственности в районе Лесной гавани, Барочного и Восточного бассейнов. Включая снос Кривой дамбы, реконструкцию причалов, находящихся на балансе ФГУП «Росморпорт», – около 3 млрд руб.
Кроме этого новая ФЦП предусматривает развитие флота Северо-Западного бассейна восточной части Финского залива, в частности, предусмотрено увеличение на 30 единиц ледокольного, аварийно-спасательного и служебно-вспомогательного флота.
В ведении Росморпорта…
Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Ю. В. ПАРФЕНОВ:
– ФГУП «Росморпорт» планирует провести работы по строительству и реконструкции объектов федеральной собственности в БП СПб. Речь идет о реконструкции причалов 12, 13, 14, а также берегоукреплении головы Невских ворот, Гутуевского ковша, о создании операционной акватории и подходов к реконструируемым причалам. Проектные работы выполняются также для целей строительства причального комплекса по отстою ледокольного флота и реконструкции причалов № 25, 26 и 28. До конца этого года должно быть завершено обоснование инвестиций по таким объектам, как канал Кронштадтского корабельного фарватера, Корабельный и Ломоносовский каналы, Санкт-Петербургский морской канал, подходы к причалам Угольной и Нефтяной гавани. (О деятельности ФГУП читайте в статье «Росморпорт: пятилетка пройдена».)
Нонна Цай
Морской бизнес Северо-Запада