20.06.2008 - |
Развитие внутреннего водного транспорта |
В странах Евросоюза развитие внутреннего водного транспорта не в последнюю очередь связано с его экологическим и экономическим преимуществом перед другими видами транспорта. В России вопрос выбора пока не стоит.
8 млрд руб. стоит строительная часть проекта;
464 млн руб. – стоимость проектных работ.
Прежде чем выбирать, каким видом транспорта перевозить те или иные грузы, и сравнивать их преимущества, необходимо решить проблему инфраструктурного развития внутренних водных путей. Так, для Северо-Западного региона России важнейшей задачей остается расширение пропускной способности Волго-Балтийского водного пути.
О преимуществах и проблемах внутреннего водного транспорта рассказывает председатель Ассоциации пассажирских судов Санкт-Петербурга, советник управляющего директора компании «Северо-Западное пароходство» Евгений Васильевич ЗУБАРЕВ.
– Расширение связей и товарооборота выдвигает на первый план вопрос эффективности работы транспортной системы по удовлетворению потребностей народного хозяйства. Внутренние водные пути Северо-Запада играют важную роль в транзите российских и зарубежных грузов и обеспечении пассажиропотока по единой глубоководной системе, соединяющей Балтийское, Каспийское, Средиземное моря.
Тонны, евро и проценты
– При этом надо отметить ряд преимуществ водного транспорта.
Во-первых, это самый экономичный вид транспорта. Специалисты Евросоюза провели расчеты количества груза, который можно перевезти на 1 км при расходе 1 литра горючего. В итоге получилось, что автотранспортом можно перевезти 50 тонн, железной дорогой – 97 тонн, водным транспортом – 127 тонн. Да и количество денег, которые необходимо вкладывать в обустройство километра пути железной или автомобильной дороги, не соизмеримо со средствами, необходимыми для поддержания водного пути.
Во-вторых, водный – это самый экологически чистый вид транспорта. Подсчитано, что для того, чтобы соблюсти все международные экологические стандарты, на каждую тысячу километров пути необходимо затратить: на автотранспорте – порядка 35 евро, на железной дороге –15 евро, на внутреннем водном транспорте – всего 10 евро.
Не случайно в ЕС пришли к выводу, что использование автомобильного транспорта для транспортировки контейнеров достаточно невыгодно с точки зрения экологической безопасности.
В России ВВТ пока недостаточно развит для того, чтобы вставал вопрос об экологических предпочтениях.
Если в 1988–1992 годах на долю ВВТ приходилось 6% от объема перевозок в целом по стране, то сегодня это всего лишь 3,5%. В Европе наблюдается совсем другая картина: в таких странах, как Германия, Франция, Бельгия, около 14% всех грузов перевозится по внутренним водным путям. А в Нидерландах этот показатель достигает 44%.
Выделяются деньги
За последние годы особых изменений в объемах перевозок по внутренним водным путям Северо-Запада не наблюдается. В основном 85–90% грузов мы везем с Волги на Балтику, а обратно суда идут порожняком. Это существенный недостаток в нашей деятельности.
Но есть и отрадные факты. Если раньше в развитие транспорта государство вкладывало всего 2% от ВВП, то с этого года объемы финансирования увеличиваются до 4,8%. Это огромное достижение.
Следующий положительный момент связан с принятием решения о реализации проекта развития инфраструктуры Волго-Балтийского водного пути. 17 октября 2007 г. инвестиционная комиссия Минэкономразвития РФ приняла положительное решение о частичном финансировании этого проекта из Инвестфонда.
Реализация проекта, в том числе строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза, позволит как минимум вдвое повысить пропускную способность Волго-Балтийского канала. Это будет способствовать существенному развитию внутреннего водного транспорта.
Цифры и факты
– Объем финансирования подпрограммы «Внутренние водные пути» в 2007 году составил 2605,4 млн рублей за счет средств федерального бюджета. Проведена реконструкция 30 объектов, по 17 объектам разработана проектно-сметная документация.
– Объем перевозок грузов в России внутренним водным транспортом в навигацию 2007 года составил 152,4 млн тонн (109,5% к уровню 2006 года).
– Объем переработки грузов в речных портах России составил 225,5 млн т (117,6% к уровню 2006 года).
– Объемы перевозок пассажиров внутренним водным транспортом составили 21,4 млн чел. (109,2% к уровню 2006 года).
– С целью увеличения объема транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, повышения безопасности судоходства в навигацию 2007 года увеличена протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов на 10,6 тыс. км до уровня 43,6 тыс. км.
Наталья Соколова
Морской бизнес Северо-Запада