Новости - Судоходство и бизнес



23.04.2008 - Тревожные новости – Китай в массовом количестве строит субстандартники

Руководители многих судоходных компаний, классификационных обществ и судостроительных предприятий встревожены падением стандартов и качества строительства судов на волне невиданного роста заказов.

Что-то надо делать, пока не поздно – так можно просуммировать итоги высказываний многих участников конференции по судостроению, которую провел Ллойд - Lloyd’s List International Shipbuilding Conference. Главным образом, но не только, падение качества происходит за счет огромного количества новых верфей, как грибы, растущих в Китае. Так, многие из этих новичков не просто копируют для строительства другие проекты, но вносят тут свои собственные изменения, зачастую бессмысленные и вредные. С европейцами согласны и китайские судостроители, имеющие хорошую репутацию. Sinopacific Shipbuilding Group строит от силы два судна в год еще 5 лет тому назад, сейчас она строит их десятками – на 2008-й запланировано 45 судов. Руководство компании уверено, что строящиеся на многих новых китайских верфях суда уже на стапелях попадают в разряд субстандартников, качество работ вне всякой критики. Слишком много появилось новых верфей и новых судостроителей, за столь короткий период им просто неоткуда набраться опыта, ресурсов, персонала. При этом любительство тех, кто стремится нажиться на буме, не останавливает их от попыток строить высокотехнологичные суда, они смело берут заказы на химовозы и подобные суда повышенной эксплуатационной опасности. Оно и понятно – чем меньше знаешь, тем меньше у тебя проблем. При этом следует учитывать, что большинство новичков привлечены в судостроение возможностью быстро получить прибыль, и долго они в отрасли не удержатся. А для того, чтобы новой верфи выйти на более или менее качественный уровень строительства, надо не менее 5 лет. Большинство новичков рынка столько не протянет, считают сами китайцы. Lloyd’s Register сообщил о фактах, когда якобы судостроители не имеют ничего, кроме пустой площадки, чистого поля, однако смело подписывают контракты, выдавая свое предприятие за солидную верфь с опытом и большим количеством построенных судов. Китайские участники конференции также призывают судовладельцев к крайней осторожности при выборе судостроителя. Однако с другой стороны, верфь может быть и такой – кусок пляжа с несколькими деревянными конструкциями, причем некоторые судовладельцы не прочь строить свои суда именно на таких верфях. При этом найти не авантюриста, а действительно, работающую верфь, это ведь, в существующих условиях, разве что половина дела. Судостроительный бум привел к снижению качества и на верфях с репутацией, из-за нехватки квалифицированных и опытных кадров. Отрасль стремительно расширяется, действующие верфи – тоже. Кадров нехватает, времени и средств на обучение нового персонала нехватает, особенно с учетом того, что Китай в списке судостроительных наций, до начала бума, не числился. Оборудование и комплектующие для судов заказываются наспех, и многие поставщики понятия не имеют о требованиях к снабжению судов IACS - International Association of Classification Societies. При этом, считает представитель Worldyards (сингапурской консалтинговой компании, специализирующейся как видно из названия, в судостроении), следует учитывать разницу между новыми верфями, которые строят устоявшиеся и известные судостроительные компании, в качестве экспансии и ответа на рост заказов, и не понять, чем, верфями или чистейшим авантюризмом, в случае, когда задействованы новички. Worldyards насчитывает по меньшей мере 60 новых компаний среди известных ей 129 в Китае – известных и подтвержденных заказами, еще 8 новичков появились в Корее. Однако китайские участники конференции привели другую статистику, прямо-таки зубодробительную – согласно официальным данным Китая, в стране насчитывалось, на конец года, 1059 судостроительных предприятий. По неофициальным данным, их может быть до 3000 тысяч. Китайцы также сообщили участникам конференции, что по их подсчетам, до 30-40% заказанных в Китае судов приходится именно на верфи, так сказать, чистого поля – не существующие или существующие номинально. О каком качестве тут говорить? Волна таких новостроев существенно повысит риск судоходства уже в ближайшем будущем, единодушно согласились участники конференции. Морской бюллетень