Новости - Судоходство и бизнес



23.04.2008 - Новые атомные ледоколы

Минтранс приступил к проектированию универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт. Техпроект будет готов в 2009 году, сам атомоход планируется построить к 2015 году. До 2020 года министерство планирует строительство еще двух универсальных атомных ледоколов и одного ледокола-лидера мощностью 110 МВт.

Предполагается, что они заменят суда советской постройки, срок эксплуатации которых истекает через семь лет. Вся программа строительства ледокольного флота оценивается в 97 млрд руб. Сейчас ледокольный флот России состоит из 38 судов, только семь из которых атомные. Срок службы атомоходов, построенных еще во времена СССР, истекает. Так, в частности, в текущем году из эксплуатации будет выведен атомный ледокол-лидер «Арктика», к 2013 году — атомоходы «Таймыр» и «Вайгач». К 2018 году у России останется два атомных ледокола — «Ямал» и построенный в прошлом году на балтийском заводе «50 лет Победы», сданный с более чем 10-летним опозданием. Чтобы не лишиться атомного ледокольного флота, два года назад было принято решение о строительстве трех новых судов мощностью 60 МВт. Как сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Игорь Русу, в прошлом году была завершена разработка эскизного проекта нового атомного ледокола, а в 2008-м началась разработка технического проекта, который будет готов через год. В текущем году также будет завершено проектирование дизельных ледоколов мощностью 25 МВт. Их строительство начнется уже в следующем году. Всего, по данным Русу, до 2020 года предполагается построить три универсальных атомохода мощностью 60 МВт, один ледокол-лидер 110 МВт , а также семь дизель-электрических и четырех вспомогательных и портовых ледоколов. Общая стоимость строительства этого флота сейчас оценивается в 97 млрд руб. Русу считает, что ввод этих ледоколов позволит сохранить присутствие России в Арктике. По его словам, строительство судов осуществляется по федеральной целевой программе (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России», рассчитанной до 2010 года. Сейчас Минтрансом подготовлен проект новой ФЦП на 2010 — 2015 годы, которая в ближайшее время будет рассматриваться на заседании правительства РФ. В Бюллетене №9 я опубликовал статью Нестерова Николая Михайловича, ведущего инженера ФГУП «ЦНИИ ТС», в которой утверждается, что проектирование и строительство ледоколов в 60 и 110 МВт, это серьезная стратегическая ошибка, ледоколы такой мощности, да еще без параллельного создания соответствующих ледоколам транспортных судов, НЕ ОКУПЯТ СЕВМОРПУТЬ. Опять будем резать, не меряя? Атомный ледокол нового поколения для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути будет построен в России к 2015 году Об этом сообщили в Петербурге представители Росморречфлота на Международной конференции "75 лет с начала планомерного изучения и развития Северного морского пути". Оценочная стоимость проекта атомохода составляет 15 млрд рублей. В настоящее время завершена разработка "эскизного проекта универсального судна с атомной энергоустановкой", подчеркнули докладчики. На эти цели из федерального бюджета было выделено 190 млн руб в 2006 году, 264 млн руб в 2007 году. В 2008-2009 годах на разработку технического проекта атомохода предусмотрено выделение 918 млн руб. На конференции высказывались мнения, что на строительство атомоходов нового поколения также должна быть привлечена часть доходов от эксплуатации Севморпути. Murmanchanin.ru Комментарий: Про атомные ледоколы нового поколения говорится много, кричится отовсюду. Я нашел интересную статью, выводы которой ставят все торжественные планы под большой вопрос. Суть проста – мощности планируемых ледоколов недостаточно, но и только ледоколов недостаточно. Надо проектировать и строить тандемы – ледоколы под наиболее перспективные и ожидаемые в круглогодичной арктической навигации суда, и суда – под эти ледоколы. В противном случае, деньги будут выброшены на ветер. Расхождение в мнении и расчетах специалиста и планируемых цифрах мощности нового ледокола (уж не говоря про то, что без специальных под ледокол транспортных судов вся идея будет экономическим провалом) огромное – Минтранс говорит о ледоколах мощностью 60 МВт, и сверхмощном ледоколе в 100-110МВт, специалисты о ледоколе мощностью 200-250 МВт. Оцените разницу. Из статьи: Из информации прессы: «По данным Минтранса, для поддержания круглогодичной навигации на Северном морском пути необходимо к 2020 г. построить четыре новых атомных ледокола мощностью 60 МВт и один сверхмощный - в 100 МВт. Общая стоимость пяти судов - около $1,4 млрд.». Трудно понять, как определены эти цифры в Минтрансе, но можно уверенно сказать, что они мало обоснованы. Проектировать сегодня ледокол мощностью 60 МВт – значит иметь ледопроходимость, аналогичную ледоколу типа «Арктика» со всеми трудностями, приведенными выше. Проектировать ледокол мощностью 100 МВт – находиться на полпути к решению задачи создания транспортной системы. Выводы статьи: 1. Мощность энергетической установки нового арктического ледокола по экспертной оценке должна быть не ниже 200-250 МВт. Создание арктического ледокола является для России стратегической задачей, т.к. даст возможность обеспечивать промышленную проводку во льдах Арктики как собственных крупнотоннажных транспортных судов, так и судов иностранных судовладельцев, увеличив грузооборот на СМП до 20 млн. т и более в год. 2. Скорость проводки крупнотоннажных транспортных судов водоизмещением 50 тыс. т в арктических льдах толщиной 1,5-2,5 м должна быть не менее 5-6 уз и безостановочной. При выполнении этих требований можно говорить о создании круглогодичной транспортной арктической системы. 3. Существующий в настоящее время уровень мощности атомных ледоколов типа «Арктика» не позволяет обеспечить промышленную проводку крупнотоннажных танкеров и газовозов на создаваемой круглогодичной транспортной арктической системе. 4. Целесообразно одновременно проводить разработку арктического ледокола с главной энергетической установкой мощностью 200 - 250 МВт и соответствующего ему крупнотоннажного транспортного судна для их совместной работы в суровых условиях Арктики. Нестеров Николай Михайлович, ФГУП «ЦНИИ ТС» Морской бюллетень