Новости - Судоходство и бизнес



05.05.2008 - Кризис российского судоходства на Дальнем Востоке

Я получил из Владивостока письмо-крик, можно сказать. Написали старые знакомые, ранее работавшие в судоходной компании, а сейчас они возглавляют фрахтовый отдел в крупной торговой компании, то есть письмо, по сути, от грузоотправителей.

Письмо я подправил, потому что сами понимаете, народ писал, что думал, и никак поэтому у них литературным языком не получалось. «Миша, тут у нас на Дальнем Востоке что-то странное! Я имею в виду российских судовладельцев и особенно, что касается судов под российским флагом. С нового года идут какие то напряги, внятно мне никто ничего объяснить не может, но тенденция одна. Все кинулись менять флаги на иностранные или не продлевать бербоут чартера (чтоб не платить в этом году пошлину таможне). Кроме этого ставки портовых сборов для российских судов как то незаметно попытались уменьшить (приведя их к гросс регистровым тоннам а не к кубомодулю), в результате они увеличились по некоторым портам в 3-5 раз. Картина на ДВ бассейне вырисовывается следующая: Как ты знаешь в каботаже у нас имеют право ходить только суда под Российским флагом или по спец разрешению Минтранса иностранный разовый рейс (это если докажешь что нет судна которое может перевозить твой конкретный груз или другие какие варианты). В наличии осталось несколько судовладельцев у которых есть суда в каботаже. Сейчас уже огромная проблема найти пароход (нормальный 4-5 тысячник с грузовыми устройствами под русским флагом для рейдовой погрузки в районе Тернея и м. Золотой) Фрахт взлетел до 44 долларов за куб (на Китай). В конце прошлого года был по 30-32 доллара. Короче если до конца года остатки вменяемых судовладельцев будут переведены под иностранные флаги, то на будущий год на ДВ регионе некому будет возить грузы между портами РФ. Я в прошлом году фрахтовал 9 судов на Чукотскую навигацию, в этом году все прячут глаза и говорят что судов нет, а если у кого что и есть, то говорят что устали бороться с порядками и реально подумывают о закрытии офисов в России и перерегистрации компании в Гонконг или Банкгок или куда угодно, лишь бы подальше. Вроде еще и льготу какую то отменили касательно налога на прибыль (вроде была льгота для русского судовладельца в каботаже).» Вот такое письмо. В письме даются конкретные цифры – сколько какая компания вывела судов и похоже, возвращать их не собирается. Дикая ситуация – работы много, ставки хорошие, а работать некому, потому что новые сборы и старые порядки просто сводят все на нет. Один судовладелец, специально под выгодный каботаж, захотел поставить «морковку» под российский флаг, таможня затребовала миллион (!) долларов растаможки, он плюнул и что при этом сказал, писать не буду, и так понятно. Из каботажа, можно сказать, идет повальное бегство. И не только, получается, из каботажа – люди уходят от российских грузов вообще, в принципе. Потому, что работать-то нельзя. Потому что непонятно, что от судовладельцев надо? Возить грузы или разоряться на налогах и сборах, проверках и сертифицированиях, на просто заходах в российские порты? Что от судоходства надо, пусть ему внятно обьяснят. С каботажа уходят, между прочим, далеко не только мелкие и средние, уходят и ребята покрупнее. Меня еще в прошлом году предупреждали отдельные судовладельцы с ДВ, что если хотя бы дуновений к лучшему не будет, они начнут собирать чемоданы. Но такое не только на ДВ. Господа, я не понимаю. Я раньше думал, что создание на пустом месте огромной государственной судоходной компании на ДВ, стоимостью аж 4 миллиарда сразу, это бред какой-то. Так может, не бред? Ну пусть уж ее создадут, кому-то надо ведь грузы возить. Пусть она будет возить втрое хуже и вдесятеро дороже, но ведь без каботажа на ДВ нельзя! Есть Амурская область, Приморский край и южная часть Хабаровского края, они питаются от ЖД. А есть весь остальной Дальний Восток, он питается исключительно морем. Всем питается, от мазута до конфет и водки, памперсов и презервативов. Если не будет летнего завоза, то вопрос для этих регионов сведется к тому, от чего именно издыхать, от голода или от холода. Настоящий каботаж, это Дальний Восток да часть европейского Севера, все остальное перетерпит и перебьется. Так почему нельзя сделать что-то конкретное и реальное, позволяющее не выживать/разоряться, а нормально работать, хотя бы в каботаже? Морской бюллетень