Новости - Судоходство и бизнес



24.04.2008 - Второе дыхание РМРС

На 15 января 2008 года в Российском международном реестре судов (РМРС) было зарегистрировано 199 судов. Скромные результаты во многом связаны с тем, что большинство правовых проблем, связанных с РМРС, удалось урегулировать лишь к ноябрю 2007 года.

Принятый в конце 2005 года закон о Российском международном реестре судов должен был помочь вернуть наши суда, зарегистрированные в офшорных зонах, под российский флаг. Однако, как показало время, процесс этот будет длительным. Судоходные компании, решившие перевести суда в РМРС и тем самым получить налоговые, таможенные льготы, столкнулись с рядом серьезных проблем. Сергей БУЯНОВ, заместитель генерального директора ЦНИИ МФ: – Я бы выделил две основные трудности, с которыми мы столкнулись при реализации закона о РМРС на первом этапе. Во-первых, это разногласия с ГТК. Государственный таможенный комитет РФ посчитал, что право на таможенную льготу для судов, зарегистрированных в РМРС, должно быть подтверждено отдельным постановлением правительства. ГТК ссылался на то, что закон о втором реестре не является законом прямого действия (не отдельный закон, а внесение изменений в уже действующие законодательные акты). Почти 1,5 года Минтранс пытался уладить этот вопрос, но безуспешно. Только в марте 2007 года на совместной коллегии Минтранса России и Государственного таможенного комитета было окончательно решено подготовить данное постановление. И в июле оно было принято Правительством РФ. Только после этого ГТК направил необходимые документы во все свои подведомственные организации. Отмечу, что текст постановления в точности повторяет текст, прописанный в законе. Вторая трудность связана с механизмом страхования морских судов. Дело в том, что российским судоходным компаниям в соответствии с действующим законодательством было запрещено страховать свои суда за рубежом. При подготовке закона мы не смогли решить этот вопрос. Но очень надеялись, что вскоре соответствующие изменения будут внесены в закон о страховании. Страхование морского бизнеса в российских страховых компаниях предполагает, как правило, не очень большой размер страховых выплат. Если грузовладелец, заключая контракт на перевозку нефтеналивных грузов на танкере дедвейтом 100 тыс. тонн, узнает, что судно застраховано на смехотворно низкую сумму 200 тыс. рублей, он тотчас же откажется от услуг такого судовладельца. Риск требует адекватного страхования. Поэтому в первые два года в реестре и были в основном суда типа «река-море». Небольшая страховая премия для них вполне приемлема. Крупные судовладельцы предпочитают страховаться в иностранных компаниях, где обеспечивается более серьезный размер страховой премии. Поэтому крупные судовладельцы и не торопились переводить свои суда в РМРС. Федеральный закон «О внесении поправок в ст. 4 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», вступил в силу только в ноябре 2007 года. Он разрешил страховать суда, зарегистрированные в РМРС, как в российских, так и в иностранных страховых компаниях. Таким образом, закон о втором реестре приобрел необходимый вид лишь в конце ноября 2007 года. Владимир ЗУБКОВ, заместитель директора СОРОСС Северо-Запада: – Переход в российский международный реестр судов, построенных за рубежом, был урегулирован только в июле. К этому времени у двух наших организаций возникли проблемы с таможенной службой. С судов, построенных или отремонтированных за рубежом и зарегистрированных в РМРС, таможенники, несмотря на закон, потребовали оплатить таможенную пошлину 5% стоимости судна. Для одной компании это оказалось порядка 1 млн. евро за судно. У другой компании судно находилось под арестом вплоть до сентября. Преобладание во втором реестре небольших судов типа «река-море» объясняется тем, что многие из них были построены в России, а под иностранный флаг были переведены по экономическим соображениям. Морские же суда в основном строились и строятся с использованием иностранного капитала (например, кредит в иностранном банке), поэтому они регистрируются там, где решит кредитор. А это, как правило, офшоры. Только после того, как будут выплачены долги, судовладелец сможет самостоятельно решать вопрос о месте регистрации судна. Даже сейчас, когда разрешены многие проблемы, эти суда останутся под тем флагом, который определил кредитор. Несмотря на определенные трудности, регистрация в РМРС выгодна для судовладельцев. Существенно снижается налоговая нагрузка: налог на имущество, налог на прибыль, транспортный налог. Если судно строится для российской судоходной компании и на отечественной верфи, оно освобождается от НДС. Возможно, в будущем суда под российским флагом получат и какие-то преференции в доступе к грузовой базе. Например, в отношении военных грузов, частично в отношении сырьевых грузов. В феврале мы (СОРОСС С-З) начнем работу по анализу принятых законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся деятельности морского флота РФ, проанализируем их актуальность, как они способствуют развитию морских транспортных услуг. Сергей Буянов: – Из 199 судов, зарегистрированных в РМРС, 24% – это суда «река-море», ранее ходившие под иностранными флагами. Остальные 76% – это суда, перерегистрированные из государственного судового и бербоут-чартерного реестров, а также новые суда. Отрадно отметить, что с октября 2007 по январь 2008 года в РМРС было зарегистрировано 4 крупных новых судна. В Мурманске это балкер «Поморье» и танкер «Надежда». В Петербурге это танкер «Василий Динков» дедвейтом 70 тыс. т. (Совкомфлот), в Новороссийске – танкер «Трогир» дедвейтом 40 тыс. тонн. В перспективе «Совкомфлот» намерен также зарегистрировать в РМРС танкеры «Штурман Альбанов» и «Капитан Готский». Всего в Петербурге в РМРС зарегистрировано 122 судна. Мы предполагаем, что в первую очередь во втором реестре будут регистрироваться крупные морские суда. Они будут работать на перевозках углеводородного сырья из арктического региона в каботаже. При подготовке ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг.» мы сделали прогноз развития морского флота России, в том числе прогноз регистрации судов в РМРС. Мы считаем, что еще в период 2008–2012 годов количество судов под иностранными флагами будет оставаться достаточно высоким. Но к 2015 году произойдет определенное снижение их и соответствующий рост судов под российским флагом именно за счет регистрации во втором реестре. Цитаты на тему Михаил РОМАНОВСКИЙ, президент СОРОСС: – Массового притока в реестр современного крупнотоннажного флота пока ожидать не приходится. Зато такая вероятность была бы велика при принятии решения о преимущественной транспортировке экспортного грузопотока российскими судовладельцами. Алексей КЛЯВИН, директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России: – Привлечение флота во второй реестр – это долговременный и капиталоемкий процесс, западные страны проходили его за 3–5 лет. Наталья Соколова Морской бизнес Северо-Запада