Новости - Судоходство и бизнес



08.04.2008 - Индийские судовладельцы радуются чужой беде и потирают руки

Индийские судовладельцы спешать воспользоваться возможностью купить суда со скидкой еще на стапелях, потому что в последнее время участились случаи отказов от строящихся судов из-за неурядиц с кредитованием.

Во второй половине прошлого года балкерные ставки побили все исторические рекорды, и многие спекулянты, на этой волне ажиотажа, бросились заказывать балкеры – в настоящее время порядка 45% всех заказов новостроев, это балкеры. Но тут начался кредитный кризис, и многие банки либо ужесточили требования к кредитованию, либо вообще отказывают в кредите малым и средним компаниям, а также откровенным спекулянтам, опасаясь повышенного риска. Гонконгская Jinhui Shipping and Transportation, индексируемая на бирже в Осло, в январе отказалась от контракта на строительство двух очень больших балкеров VLOC, на китайских верфях, заплатив штрафов на 4 миллиона долларов. Риск, сказала компания, слишком велик. Заказ был сделан в ноябре прошлого года. В феврале норвежская Odfjell канселировала контракт стоимостью 500 миллионов долларов на строительство серии из 12 судов с российским Севмашем – те слишком затянули со строительством, а суда с высоким процентом кредита (60-70%) должны строиться в течении двух лет. Совсем недавно спекулянт мог заказть строительство судна стоимостью 50 миллионов долларов, заплатив изначально и фактически не более миллиона. Остальное добиралось продажей акций и кредитами в банках. В зависимости от спроса на суда такого типа, в течении приблизительно года спекулянт продавал строящееся судно, с выгодой 30-40%. Однако сегодня это уже невозможно, банки откажут в кредите. В целом в мире портфель заказов стоит порядка 500 миллиардов долларов, из них 300 миллиардов требуют банковских кредитов, и уже сейчас есть нехватка 150 миллиардов кредитования строительства заказанных или уже строящихся судов. Индийские эксперты полагают, что например, ряд норвежских компаний, индексируемых на бирже в Осло, вынуждены будут продать часть своих заказов, или аннулировать их. Всеми этими неурядицами и собираются воспользоваться индийцы – так, Essar Shipping (ESL) собирается прикупить четыре балкера, разнообразив свою деятельность – до настоящего времени компания специализируется на наливных. Так получилось, что в своем большинстве индийские судовладельцы не пострадали от кризиса кредитования, потому что большинство заказов было сделано ими за год-полтора до начала кризиса. Когда судоходство входит в цикл спада, стоимость судов, в том числе новостроев, может падать до 50%, поэтому владеющим в настоящее время большим количеством наличности индийским судовладельцам надо лишь дождаться благоприятного момента, и начать скупать суда. Business Standard