Новости - Судоходство и бизнес



11.04.2008 - Российские сенаторы провели в Смольном выездное заседание по проблемам морских портов

В четверг, 10 апреля, Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике и Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям проводят в Санкт-Петербурге и Ленинградской области совместное выездное заседание, посвященное вопросам законодательного обеспечения деятельности российских морских портов.

Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе верхней палаты российского парламента, участники выездного заседания ознакомились с работой специализированного нефтеналивного порта Приморск и строящегося порта Усть-Луга. Сенаторы дали высокую оценку профессиональному уровню организации портовой деятельности на этих объектах. Активно развивающийся порт Усть-Луга, достигший за три года уровня 7 млн.тонн грузооборота, глава Комиссии СФ по естественным монополиям Вячеслав Попов назвал одним из перспективных российских портов, которому законодатели будут оказывать всестороннюю поддержку. "Порт Усть-Луга станет одним из приоритетов в работе Комиссии СФ по национальной морской политике, потому что реализация таких проектов дает уверенность в будущем России, как морской державы", - сказал Вячеслав Попов. В четверг, 10 апреля в здании правительства Санкт-Петербурга прошло заседание на тему "О ходе и проблемах реализации требований Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В заседании в Смольном приняли участие члены Совета Федерации Юрий Осинцев, Олег Шурдумов, Валерий Федоров, Юрий Воробьев, Олег Толкачев, Виктор Кондратов. Во вступительном слове председатель Комиссии СФ по национальной морской политике адмирал Вячеслав Попов поздравил петербургских моряков с началом навигации. Он напомнил участникам заседания, что тема выездного совместного заседания - "О ходе и проблемах реализации требований Федерального закона о морских портах". Основная цель работы в Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Приморске – мониторинг работы Федерального закона "О морских портах и портовой деятельности". Ряд недостатков закона, несмотря на его чрезвычайную актуальность, был ясен уже при принятии закона, отметил В.Попов. "Не отрицая острую необходимость, позитивность и полезность этого закона, протокольным поручением Совета Федерации Комиссии было поручено провести мониторинг реализации закона и подготовить поправки. Прошло пять месяцев, за это время было получено достаточно информации о том, как этот закон работает, и в чем его узкие места", - сказал В.Попов. Без создания специальных условий государством, российские порты не будут конкурентоспособными. В части таможенного регулирования, хозяйственной деятельности, земельных вопросов – есть такие аспекты, которые тормозят работу портов и их дальнейшее развитие, отметил В.Попов. Не соответствует международной практике организация контроля в портах, требует совершенствования бюджетное, налоговое, таможенное, земельное и водное законодательство, считает В.Попов. "Проводя выездное заседание, мы хотим узнать мнение участников морской деятельности о состоянии законодательства, услышать их предложения по совершенствованию законодательной базы. Ведь не секрет, что многие законы не действуют сегодня потому, что не было учтено мнение профессионалов. Поэтому итогом нашего заседания должны стать конкретные результаты – предложения специалистов по корректировке закона. Исправлять допущенные в законе о морских портах и портовой деятельности надо как можно скорее, потому что время играет против нас", - сказал в завершение своего выступления В.Попов. Игорь Рус, заместитель Федерального агентства морского и речного транспорта выступил с докладом на тему: "О проблемах реализации требований ФЗ "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Он рассказал о работе, которую в период после принятия закона ведет Федеральное агентство по решению земельно-кадастровых проблем портов, столь актуальных в настоящий период. По этой части доклада Вячеслав Попов задал И.Русу ряд вопросов, предложив давать полномочия портам не по полной готовности земельного кадастра, а после определения внешних границ портов. Сначала надо принять Постановление правительства РФ по границам портов, не дожидаясь схем детального планирования, и, тем самым, не тормозить искусственно работу портов, считает В.Попов. Замглавы Федерального агентства морского и речного транспорта И.Рус согласился с этой позицией. Другое направление работы агентства, о котором сказал в докладе Игорь Рус, – это введение новой системы портовых сборов и новых ставок сборов, которые не пересматривались с 1995 года. Новые ставки и новые правила их сборов, такие как сборы только в национальной валюте и изменение принципа расчета – по валовой вместимости судна – это улучшающие и оптимизирующие процесс нововведения, считает Игорь Рус. Однако, учитывая глубину нововведений, агентство проводит ежемесячный мониторинг реализации задачи по внедрению новой системы портовых сборов. Еще одним направлением деятельности агентства является совершенствование государственной системы управления морскими портами. Задача, которая стоит перед агентством в этой части, по словам И.Руса, – избежать увеличения расходов администраций морских портов и не раздувать штаты. В ходе обсуждения доклада В.Попов попросил предоставить план принятия нормативных актов, регулирующих морские перевозки и деятельность портов. Закон о морских портах требует принятия порядка 60 нормативных правительственных актов, без которых закон в полном объеме не заработает. Также В.Попов обратил внимание на необоснованность произошедшего повышения портовых сборов с каботажных судов. Точку зрения Ассоциации морских портов по законодательному обеспечению деятельности морских транспортных узлов высказал исполнительный директор Ассоциации, член Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга Серик Жусупов. Принятый закон "О морских портах…" очень помог портовикам, отметил он, так как порт и стивидорные (обслуживающие) компании были определены законом, как транспортные организации. С.Жусупов также отметил актуальность проблемы определения границ морских портов и отсутствия ряд необходимых для морских портов правительственных нормативных актов. Он уверен, что для четкой и эффективной работы портов надо в ускоренном порядке утвердить существующие на сегодня внешние границы морских портов. По итогам заседания были выработаны Рекомендации. В этом документе содержится констатация сложившейся ситуации в сфере портовой деятельности и морских перевозок, а также замечания по реализации закона и предложения по корректировке законодательной базы в этой сфере. Участники заседания отмечают необходимость введения упрощенного порядка утверждения и объявления сложившихся границ территорий и акваторий действующих портов и портопунктов, а также внесение изменений в законодательную базу по порядку наделения статусом портов объектов, которые ранее не располагали таким статусом. В адрес правительства РФ был выработан ряд рекомендаций – от освобождения от ввозных пошлин оборудования для морских портов до публикации в Интернете перечня правительственных нормативных актов по морской и портовой деятельности. Обратились участники заседания к правительству и с просьбой ускорить разработку и принятие этих нормативных актов. Федеральным органам власти рекомендовано рассмотреть вопрос о введении общественной экспертизы наиболее значимых законопроектов и проектов нормативных актов, обеспечении публичности их рассмотрения, а также о создании механизмов обратной связи. Комиссия СФ по национальной морской политике, согласно принятым Рекомендациям, проведет анализ установленных при посещении Санкт-Петербурга и Ленинградской области проблемных вопросов с целью выработки законодательных инициатив. Заседание Комиссий Совета Федерации в Смольном завершилось пресс-конференцией. Вечером того же дня Вячеслав Попов провел встречу с представителями лоцманских организаций РФ. REGIONS.RU 10.04.2008