Новости - Судоходство и бизнес



27.03.2008 - Интервью президента Ассоциации греческих судовых брокеров

Президент Ассоциации греческих судовых брокеров Hellenic Shipbrokers Association (HSA) Джон Пачулис считает, что у коммерческого флота Греции (чисто греческого и контролируемого греками) блестящие перспективы в ближайшем будущем, флот будет расти в количестве и тоннаже, омолаживаться и становиться качественнее.

Как известно по недавно опубликованным данным Комитета судоходства страны, греческий флот достиг уже 4173 судов, а на конец прошлого года было 3699 судов. Греческие судовладельцы контролируют 16.4% мирового коммерческого тоннажа. Hellenic Shipping News взяла интервью у Джона Пачулиса, и первый вопрос – комментарии к новости о значительном росте греческого флота и его перспективах. - Понятно, что в течении последних лет, периода невиданного расцвета мирового судоходства, греческие судовладельцы не остались в стороне и можно сказать, не упустили предоставившихся возможностей. Суммарный дедвейт будет расти, ведь греческие судовладельцы заказали столько судов, что будут получать новострои в период вплоть до 2012 года. Рост тоннажа греческого флота особенно примечателен тем, что он сопровождается быстрым омоложением, средний возраст греческих судов значительно снизился. Что вызвало рекордный рост фрахта в 2007 году? - Причины хорошо известны, прежде всего, это рост экономики Китая, Индии, некоторых стран Ю.Америки, России. Продолжающийся рост импорта сырья в Китай, такого как руда, коксующий уголь и других, позволяет говорить о сохраняющихся тенденциях роста фрахтового рынка. Рост ввоза руды в Китай в 2007 году, например, оказался значительно больше, чем прогнозировалось, составив в конечном итоге 480 миллионов тонн. Это привело к росту спроса на любые суда, любых размеров и возраста. При этом экспорт навалочных из Китая, угля в первую очередь, несколько сократился, а это потребовало, в свою очередь, дополнительного тоннажа, для перевозки недопоставленных Китаем обьемов из более дальних мест. У Индии, в свою очередь, помимо экспорта руды, стал расти импорт угля, и по некоторым оценкам, темпы роста составят в среднем 15% в год в период до 2013 года. Сохранится ли высокий уровень ставок в балкерном секторе в обозримом будущем? - Похоже на то, что в ближайшее время рынок будет благоприятствовать судовладельцам, несмотря даже на невероятно резкое повышение стоимости руды странами-производителями, 65% на условиях ФОБ. Можно с достаточной долей уверенности предположить, что обьемы перевозки навалочных будут расти и поддерживать высокие ставки. Чем обьяснить спад в танкерном секторе? Каковы его перспективы? - Причины на виду – значительный прирост танкерного флота в течении последних двух лет, нестабильность цена на нефть и рынка ценных бумаг. Падения следовало ожидать. Однако ситуация может резко измениться в конце 2009-го, начале 2010-го, когда начнется массовое списание однокорпусников. Многие считают, что этот год, возможно, станет последним «хорошим» годом для балкеров, а дальше следует ожидать спада, из-за большого количества новостроев. Вы согласны с этими прогнозами? - Это прогнозы, основанные на поверхностной логике. Если смотреть глубже, если учитывать темпы роста экономики развивающихся стран, изменения структуры их импорта/экспорта, то оптимизма прибавится. Да, конечно, большое количество новостроев придется именно на период 2009-10, что несомненно, скажется на ставках. Однако не надо забывать про огромное количество судов в возрасте, многие из которых давно уже пора списать, если бы не ажиотажный спрос на тоннаж. Несомненно, количество списываемых судов резко возрастет, как только ставки пойдут на убыль, а это стабилизирует ситуацию и не даст рынку рухнуть. Как скажется резкий рост стоимости железной руды на рынке в целом, на перевозках и на стоимости новых судов? - Скорее всего, поначалу это вызовет спад в перевозках. Но обьемы перевозок все равно вернутся на прежние уровни, как только потребители руды примирятся с новыми ценами. Аналогчиной была ситуация с кейпсайзами – ставки почти мгновенно выросли на 400-500%, и обьемы перевозок поначалу резко сократились, но затем вернулись на прежний уровень – грузовладельцам ничего другого не оставалось, и они примирились с новыми ставками. То же можно сказать и о удорожании стали. Спрос на нее от этого не сократится, и не надо забывать о начавшихся модернизации и расширении железных дорог Китая, о набирающем оборты строительстве в сельских районах. Все это требует стали и металлоконструкций. Как президент ассоциации брокеров, вы представляете один из самых важных секторов в судоходном бизнесе. Какой вы видите роль судовых брокеров в будущем, со всеми произошедшими и происходящими переменами в мировом судоходстве? - Брокерство занимает очень важное место в судоходстве, обеспечивая бесперебойную работу судоходства в целом. Судоходство, если говорить в целом, было и является лидером в процессах глобализации, а брокерство, будучи частью судоходства, очень быстро восприняло революционные перемены, привнесенные развитием телекоммуникационных технологий, и благодаря им стало куда более эффективным. Брокеры HSA считаются одними из лучших в мире, сама ассоциация начала важную инициативу по повышению квалификации брокеров, организовав серию семинаров еще в 1999 году. С тех пор эти семинары получили признание, причем те, кто их организовывает и ведет, делают это на добровольной основе, так что слушатели практически ничего не платят. Семинары уже признаны академическими и учебными заведениями, такими как Университет Пирей и другими, в Греции и за рубежом. Расширяется и состав участников – в их числе мы видим делегации министерств, капитанов портов, представителей судовладельцев. Как можно исправить ситуацию с плавкадрами, проблема с их нехваткой становится все острее? - Да, это действительно, серьезнейшая проблема. Министерство морского флота Греции недавно начало кампанию по привлечению молодежи на флот и в учебные заведения, дающие морское образование. Для тех, кто предпочел морскую профессию другим специальностям, предусмотрены существенные льготы, такие например, как зарплата в период обучения. Молодежи обьясняется, что морская карьера открывает перед ними блестящие перспективы, и отработав свое в море, они легко смогут продолжить карьерный рост в офисах судоходных компаний. Ведь именно бывшие моряки, капитаны и механики, сотворили греческое чудо в судоходстве, положив начало компаниям, теперь известным на весь мир. Морской бюллетень