Новости - Судоходство и бизнес



27.03.2008 - Владимир Резванов: «Для оздоровления отрасли надо менять экономическую схему»

Готовясь к интервью с генеральным директором ООО “Авача-трал”, я предполагала получить ответы на вопросы, касающиеся изготовления орудий лова, перспективах развития предприятия и проблемах мешающих этому процессу, а позже на основе рабочего материала написать статью о сетных дел мастерах. Однако разговор с Владимиром Геннадьевичем Резвановым почти с самого начала пошел о другом.

Статью про работу цеха орудий лова и особенности изготовления тралов вы можете прочесть на странице 12 ("Русские мозги + заграничная технология = совершенные орудия лова?"), а в этом материале один из известнейших рыбопромышленников Камчатки, 26 лет возглавлявший отдел промышленного рыболовства базы “Океанрыбфлот”, ПО «Камчатрыбпром», 4 года проработавший в”Камчатимпэксе”, 2 года руководивший Камчатским бассейновым управлением по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Камчатрыбводом), рассказывает о своем видении нынешнего состояния рыбной отрасли Камчатки и о возможных путях выхода из сложившейся с ней кризисной ситуации. - Взгляните за окно, видите - стоит закрытый цех? До прошлого года в нем производилась канатная продукция. Этот цех организовался в 1993 году компанией “Невод”. На тот момент это было единственное производство такого типа на всем Дальнем Востоке. После банкротства “Невода” учредители “Авача-трал” выкупили мощности и продолжили выпуск канатов. Какое-то время производство было вполне окупаемым, выпуск канатов достигал 50 тонн, но отмена субсидий на электроэнергию в конце 2006 года и её стоимость более 6 рублей за один киловатт в 2007 году заставили принять решение о закрытии цеха из-за его полной нерентабельности и завозить аналогичную продукцию из Южной Кореи. На тот момент себестоимость камчатских канатов была 180 рублей, южнокорейских - 90. Сейчас в “Аваче-трал” остался один цех, выпускающий орудия лова для различных типов судов и прибрежного рыболовства. У нас работают, пожалуй, самые опытные на Камчатке специалисты, которые производят орудия лова высокого качества. Мы поставляем продукцию некоторым компаниям Магадана, Сахалина, Хабаровска, но основной объем заказов приходится на камчатские компании. Увеличению объемов сбыта мешает то, что в настоящее время на полуострове существуют порядка пяти (!) аналогичных, но подпольных предприятий. Они забирают у нас примерно 50% производства и, соответственно, такое же количество наших доходов. Орудия лова на них строят из ворованных делей. Предположим, килограмм дели стоит 180 рублей. Нечистый на руку тралмастер продаст его на сторону всего за 50. Соответственно, себестоимость такой продукции будет ниже, чем у нас. К тому же, если заказывать у нас продукцию, то придется платить все налоги, тот же НДС, составляющий 18 % от стоимости орудия лова, а многие делать этого не хотят. Они идут к подпольным цеховикам, предпочитая заплатить “наличкой” меньшую сумму. Воруют, впрочем, не только сетематериалы, воруют и наши чертежи, документацию на изготовление орудий лова. Мы ведь единственная на Камчатке компания, которая разрабатывает различные орудия лова конкретно под определенные суда и условия промысла. Я считаю, что существование этих цехов и привело к резкому увеличению воровства промыслового снаряжения и сетематериалов с рыбодобывающих судов. Схема здесь такая. Есть неучтенный улов рыбы. Вследствие ее продажи образуются неучтенные деньги - “черный” нал. Чтобы их отмыть, надо эти средства куда-то вложить. Первый выход, лежащий на поверхности - покупка за наличные любого промыслового снаряжения, в том числе и орудий лова. Впрочем, не только подпольные фирмы ставят под угрозу существование местного производства орудий лова. Большей части судовладельцев выгодно закупать тралы в той же Южной Корее, куда суда заходят на ремонт и для сдачи продукции. Я понимаю, что в рыночных условиях каждый предприниматель будет искать материалы и оборудование там, где оно стоит дешевле. И никакие разговоры про патриотизм, сохранение производственных отечественных мощностей тут неуместны. Но сохранять и развивать камчатские предприятия, изготавливающие продукцию для добычи и переработки рыбы, надо хотя бы потому, что порой бывают ситуации, когда эту продукцию надо поставить очень оперативно, в кратчайшие сроки. Ну и как это сделать, если ее везти из-за границы? Говоря в целом про улучшение ситуации в рыбодобывающей и рыбоперерабытывающей отрасли в масштабах страны, я пока не вижу конкретных изменений к лучшему. Разговоров и декларативных намерений много, а конкретных шагов пока не очень. Я работаю в рыбной отрасли уже 40 лет, из них более 30 лет занимался непосредственно добычей рыбы и морепродуктов, а также организацией промысловой деятельности флота в крупных рыбопромысловых компаниях. Поэтому, естественно, у меня есть свое видение вопроса и исправления ситуации. Вопрос о неправильном и несправедливом разделе квот возникает, по моим наблюдениям, периодически в течение последних 25 лет. Почти на каждом заседании рыбохозяйственного совета он поднимается. Передел квот начинается с приходом каждого нового руководителя. Причем, как правило, этот передел происходит в пользу последнего. А мировой рыбный рынок по-другому живет. Вот сегодня Андрей Крайний заявляет, что нам надо перенимать опыт Исландии и Норвегии. Но насколько быстро все это будет происходить? И будет ли происходить вообще? К сожалению, многие российские рыбные предприниматели имеют совершенно другие цели, нежели переустройство и модернизация рыбной отрасли. Думаю также, что у них есть рычаги донесения нужной им информации до нынешнего руководителя госкомрыболовства. Возможно, именно поэтому порой на самом высоком уровне принимаются такие решения, которые направлены не на исправление ситуации, а на получение сиюминутной выгоды определенному кругу лиц. По моему мнению, чтобы исправить ситуацию, надо менять саму экономическую схему. Вот взять для примера ту же “прибрежку”. Чтобы ее развить, надо в корне изменить организационную структуру. Конечно, это потребует больших финансовых вливаний. В большинстве развитых стран все сырье, поставляемое для переработки, продается рыбодобывающими компаниями через рыбные рынки. Для этого отстраиваются огромные терминалы с холодильными мощностями, сортировочными линиями, мощными льдогенераторами для обеспечения льдом промысловых судов. Рыбный терминал должен иметь возможность хранить до трех недель порядка 20 тысяч тонн сырья. У нас в областном центре тоже необходимо построить такой терминал, который должен иметь возможность принимать ежесуточно до 5000 тонн сырья. Но для нормального функционирования такого рынка надо в первую очередь менять технологию доставки рыбного сырья из районов промысла. Весь сырьевой промысловый флот должен быть переоборудован под перевозку сырья в изотермических контейнерах со льдом, по возможности иметь установку для производства жидкого льда. Соответственно, на терминале надо предусмотреть возможность хранения поступаемого рыбного сырья именно в таких контейнерах. Свежепойманная рыба, залитая жидким льдом, сохраняется в течение 25 суток. Такое сырье можно будет перевезти куда угодно, не потеряв качества. А это значит, перерабатывающие минизаводы можно будет строить в любой точке полуострова. В этих условиях у каждой перерабатывающей компании не будет болеть голова о том, где ей взять рыбу в нужных объемах и в нужное время. Кроме того, не секрет, что сейчас есть немало компаний, занимающихся одновременно и добычей рыбы, и ее переработкой. Причем перерабатывают рыбу такие фирмы хорошо, а вот ловят ее гораздо хуже. Так вот с постройкой рыбного терминала процесс раздела квот видоизменится. Те, кто умеют ловить рыбу, будут заниматься ее промыслом. А те, кто умеет ее перерабатывать, будут выпускать высококачественную продукцию, в том числе глубокой переработки. Причем квоты таким фирмам будут уже не нужны. Поскольку необходимый объем сырья высокого качества всегда можно будет без проблем приобрести на этом самом рыбном сырьевом рынке. А сейчас у нас что происходит? Вот выходят летом сырьевые сейнеры и траулеры на промысел. Первую рыбу он поймал - засыпал в трюм, потом следующий улов, и так в течение нескольких суток. К моменту возвращения в порт в трюме находится несколько слоев рыбы, и можно себе представить, что с ней уже стало, если она несколько суток пролежала в трюме при температуре +20 градусов. Ни один уважающий себя покупатель такую рыбу не возьмет. Нередко и ко мне обращаются иностранные покупатели рыбопродукции с просьбой помочь приобрести партию рыбы. Но они сразу предупреждают: “Только никакой “прибрежки”! Рыба им нужна лишь та, которая была выловлена в море на больших судах и сразу подверглась переработке и замораживанию. То есть потенциальные покупатели готовы платить больше, но приобретать продукцию высокого качества. А рыба, добытая сегодня в России в условиях прибрежного промысла, имеет очень низкую цену именно за счет пониженного качества. Рыбаки, продавая такое сырье, еле-еле окупают свои затраты на промысел. Вот сейчас правительство, вроде, собирается вложить большие деньги в модернизацию нашей отрасли. Есть у нас в России территории, где можно построить подобные терминалы, есть рабочие руки. Ну давайте же начинать! Тем более, что законодательная база уже практически подведена под этот процесс. Совсем скоро заработает механизм, при котором всю пойманную рыбу не получится сдавать в обход государства иностранным покупателям. Ее сначала надо будет задекларировать на таможне, привезти в российский порт и сдать на тот же холодильный терминал. При этом “черная” масса рыбы, выловленной незаконно, просто отсечется. Я надеюсь, уменьшиться и уровень коррумпированности в нашей отрасли. Ведь сегодня, и это ни для кого не секрет, за каждый незаконно добытый килограмм рыбопродукции, капитан платит проверяющему его судно инспектору 2 рубля. И если бы провести проверку и посчитать, сколько рыбы выловлено в 2007 году в “прибрежке” и завезено в Петропавловск для переработки на перерабатывающие предприятия, а потом сопоставить эту цифру с количеством рыбы, вывезенной на материк и экспорт, уверен - разница между добытой и отправленной рыбой была бы процентов в 30. Это значит, что треть всей рыбы, вылавливаемой в “прибрежке”, добывается незаконно! Сейчас уже решен вопрос о создании в Петропавловске рыбной биржи – то есть того терминала, о котором я говорил. Но, к сожалению, он решен только на бумаге и пока никак не подкреплен финансовыми средствами. В то же время, я знаю, в краевой администрации в настоящее время рассматривается вопрос о так называемых “зонах опережающего развития”. Толчком для создания на Камчатке такой зоны как раз и могла бы послужить рыбная отрасль, а точнее - ее модернизация. То есть государство сейчас дает нам возможность для начала экономического подъема нашего региона, осталось лишь всем заинтересованным сторонам ухватиться за эту возможность и реально начать что-то делать. Беседовала Людмила Плетнева. Рыбак Камчатки