Новости - Судоходство и бизнес



14.03.2008 - «Дербент» в Японии

8 февраля в Одессу, в представительство ITF в Украине пришло по факсу письмо от коллег из Токио о том, что в Японии брошен экипаж из 4 украинских моряков и 10 российских рыболовецкого судна «Дербент» (камбоджийский флаг, порт приписки Пномпень, судовладелец Вадим Ашуров, оператор – южнокореец Виан Туан; наем осуществляла севастопольская крюинговая компания Sea Factor).

Судно село на мель недалеко от порта Ваканая (японский остров Хоккайдо). Местные власти помогли морякам, доставили их на берег. Члены экипажа обратились в посольство через представительство ITF в Японии с просьбой репатриации. Компания – российская фирма ООО «Ви энд Ви», на которую работали моряки по контракту, денег не выплатила. Она объявила себя банкротом, и все попытки получить задолженность успехом не увенчались. Трудно сказать, удастся ли решить вопрос по зарплате. Судно старое, ему уже сорок лет (эксплуатируется с 1968 года). Задача офиса ITF в Японии (инспекторы Fusao Ohori, Don Gli Huv) заключалась в том, чтобы репатриировать моряков. Японские коллеги обратились в представительство ITF в Украине с просьбой обратиться в МИД и посольство Японии в нашей стране с тем, чтобы ускорить решение вопроса о репатриации. Аналогично японцы обратились и к российской стороне. Российских членов экипажа репатриировать было проще – рядом Владивосток. Их 12 февраля должны были посадить на первое же судно и отправили домой (на самом деле россияне задержались в Японии даже дольше украинцев – из-за непогоды в проливе). Отправить на родину четырех наших соотечественников (все они из Севастополя) оказалось делом более сложным в силу географических условий. Получив информацию от японских коллег, инспектор ITF в Украине Наталья Ефрименко сделала все, чтобы помочь соотечественникам. Профсоюз работников морского транспорта Украины, возглавляемый Михаилом Киреевым, имеет уже большой опыт помощи и украинским, и иностранным морякам, оказавшимся в критической ситуации. И в этот раз ПРМТУ сделал многое. Помощник председателя ПРМТУ по международным делам Александр Димитревич связался с МИД Украины, посольством Украины в Японии, проинформировал предсдавительство МИД Украины в Одессе. Руководство «Sea Factor» также сделало все возможное для помощи морякам. И Профсоюз работников рыбного хозяйства Украины также поставили в известность. Моряки 14,5 месяцев работали на этом судне. Платили им минимально, с задержкой на 10 месяцев. Естественно, у моряков не оказалось таких больших денег, чтобы купить билеты на перелет самолетом из Японии в Киев. Но посольству необходимо было решить этот вопрос, поскольку содержание украинцев в Японии тоже потребовало бы значительных сумм денег – заплатить за проживание, питание. Поэтому было принято решение о перелете. 14 февраля украинские моряки самолетом были доставлены из порта Вакканай в Токио, а оттуда в Киев. 15 числа они приземлились в Киеве. Примечательно то, что впервые в истории Украины посольство (речь идет о представительстве Украины в Японии) изыскало значительную сумму денег и купило билеты за свой счет. Пример хороший, но вряд ли он станет достойным для подражания. Украинских моряков за пределами Родины много, случаев, когда они попадают в беду по вине судовладельца, либо по другим причинам, предостаточно. Думается, посольствам станет не под силу находить всякий раз крупные суммы денег, чтобы помочь соотечественникам. Никакой кубышки не хватит, чтобы одарить всех нуждающихся. Разумеется, это не первый случай, когда посольства помогают соотечественникам за границей, они по долгу службы обязаны это делать, но что касается финансовой помощи в таких крупных размерах – это впервые. Сейчас стармех Владимир Бодров, второй механик Юрий Чирков, рефмеханик Николай Емельянов и электромеханик Михаил Рыков уже в Украине. Вместо 6 месяцев контракта они 14,5 месяца вкалывали за копейки. Четырем нашим соотечественникам компания задолжала более 65 тысяч долларов. Крюинговое агентство неоднократно обращалось в компанию, требуя решения вопроса с репатриацией, выходило на ITF. Украинское представительство международной морской организации много сделало для репатриации моряков, с тем, чтобы определить оптимальный вариант возвращения соотечественников. Кроме того, токийское представительство ITF также помогло деньгами, выдав морякам на личные нужды по 100 долларов США. Вот такая история. Но обращают на себя внимание некоторые подробности. Зарплату Вадим Ашуров «зажимал» и тем, и другим. но люди продолжали на него вкалывать, даже когда ДВАЖДЫ истёк срок контракта! 4 января 2008 года судно должно было зайти на Сахалин для смены экипажа. Там же судовладелец обещал выплатить экипажу задолженность по зарплате. Но все получилось иначе. Судно село на мель – по вине старшего помощника капитана, гражданина России. Японцы провели расследование, продержали старпома под стражей 22 дня, присудили ему штраф около 2 тысяч долларов – и отпустили. Судно пытались снять с мели. Сначала оно сидело некрепко, одним буксиром сдёрнули, убедились в возможности снятия – и затребовали с судовладельца 200 тысяч долларов. Судовладелец отказался: «Таких денег нет». И, будто бы, отправился во Владивосток – искать российские буксиры подешевле. Пока он искал – судно заносило песком, да оно и само погружалось. Вторая японская попытка – уже двумя буксирами – успехом не увенчалась. Теперь речь идёт уже о судоподъёмной операции, которую японцы оценивают в 2 миллиона долларов. По словам стармеха, само судно стоит меньше, а потому судоподъём невыгоден.Японцы тоже не проявили настойчивости. Могли снять с мели, арестовать, привести в порт, продать и с вырученных средств расплатиться и со спасателями, и с командой… Но в итоге лишь потратились на содержание команды в гостинице. Кстати, в гостинице команда жила только последние 10 суток; а всё предшествовавшее время – на своём судне. А визу им открыли уже в день вылета. Примечательная деталь: судовладелец Ашуров оплатил гостиницу только за 4 дня, а потом исчез! Корреспонденту Украинской транспортной газеты «Моряк» удалось встретиться в Севастополе с двумя украинскими моряками: стармехом Владимиром Бодровым и вторым механиком Юрием Чирковым. Впечатление от встречи – тяжкое. Эти люди больше года подряд провели на рыболовецком судне. В море вообще нелегко, а на рыболове – тем более: один запах чего стоит… И это 14 с половиной месяцев (вместе с «отсидкой» в японском порту – и все 16). Украинские моряки подписали контракт на 6 месяцев. К исходу шестого судовладелец Вадим Ашуров им заплатил только за полтора месяца. И попросил поработать ещё – а уж там-то он рассчитается за всё сразу! И легковерные украинцы согласились. Надо сказать, что у российской части экипажа и таких вариантов не было. Россияне работали «по-чёрному», без контрактов. Единственной «гарантией» финансовой добросовестности нанимателя была перспектива саботажа. Причём это не было чем-то из ряда вон выходящим: по рассказам моряков с «Дербента», «по-чёрному» работают большинство российских рыбаков-дальневосточников. А поскольку такая «гарантия» действует, только пока экипаж на борту, – никто не посмел сойти на берег и через 6, и через 12 месяцев… Да и страшно было. О страхе – особое слово. Украинские моряки с «Дербента» боятся общаться с прессой, боятся диктофонов и фотоаппаратов: «Нас уже снимали в Японии на видео, да такие вопросы задавали, будто следователи…» Чего боятся? Ведь рыбу-то ловили вполне законно… «Вы не знаете Ашурова: у него такие связи …» В принципе, здесь вполне уместно говорить, что действия судовладельца подпадают под статью 175 Уголовного кодекса Украины «Невыплата заработной платы, стипендии либо иных установленных законом выплат» предусматривает за задержку зарплаты более чем на 1 месяц от 100 до 300 НМДГ штрафа или лишение прав занимать определённые должности на срок до 5 лет или исправительные работы до 2 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет. Если же невыплата (задержка более чем на 1 месяц) зарплаты совершена вследствие нецелевого использования средств, то наказание будет строже: штраф от 500 до 1000 НМДГ или ограничение свободы до 5 лет, или лишение свободы до 3 лет. Кстати, между Россией и Украиной действует соглашение об экстрадиции подозреваемых в совершении преступлений… Причём налицо особо крупный размер причинённого ущерба, то есть он нанесён не только 16 морякам, но и двум государствам! И для Украины теперь дело чести взыскать с Ашурова ущерб, нанесённый по его вине нашему государству. Дмитрий Киселёв, Александр Кумайгородский. Моряк Одесса 05.03.2008 г.