05.03.2008 - |
Из материалов семинара «Современное состояние электронной картографии для морской и речной навигации |
Семинар прошел с 6 по 7 февраля в ГМА им. адм. С.О.Макарова
В настоящее время картографические системы становятся одним из основных средств судовождения. Международная морская организация внимательно отслеживает тенденции развития этого перспективного оборудования.
Постоянно совершенствуется и обновляется нормативная база.
В период с 23 по 27 июля 2007 г. в Лондоне состоялась 53-я сессия Подкомитета по безопасности мореплавания ИМО, на которой рассматривалась тематика, связанная с обеспечением безопасности мореплавания, в частности:
- практическое применения электронных картографических навигационно-информационные систем (ЭКНИС), развитие системы производства и распространения электронных навигационных карт (ЭНК);
- требования по оснащению судов оборудованием ЭКНИС;
- пересмотр эксплуатационных стандартов на интегрированные навигационные системы (ИНС - INS) и интегрированные системы ходового мостика (ИСХМ - IBS);
- разработка стратегии электронной навигации;
Кроме этих основных вопросов, следует отметить вопросы тренажерной подготовки по использованию ЭКНИС, а также перспективы обязательности ЭКНИС на мостике.
Другим аспектом, мотивирующим проведение семинара, является реализация очередного этапа федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система", одно из направлений которой – создание электронных карт для внутренних водных путей.
Участие в семинаре приняли более 100 человек. Представители практически всех ком-паний, занимающихся производством морских электронных карт в России, а также карт для внутренних водных путей (Управление навигации и океанографии МО, ЗАО "Транзас", ООО "Моринтех", "С-МАР Jeppesen", "Чарт пилот", ГБУ Волжского, Камского, Вол-го-Балтийского, Волго-Донского бассейнов.)
Представители крупнейших судоходных компаний ОАО "Совкомфлот", ОАО "Ново-шип", ОАО "Северное морское пароходство", ОАО "Мурманское морское пароходство", ОАО "Волжское речное пароходство", ОАО "Тюменское речное пароходство". Представители высших учебных заведений отрасли, Ространснадзора, Морского и речного регистра.
Были сделаны доклады на актуальные темы, в частности:
"Информация о планах IHO по созданию мировой коллекции электронных карт, план УНиО МО по выпуску и распространению электронных карт в зоне ответственности Российской Федерации" (Кап 1 ранга Егоров С.В., УНиО МО), "Национальная и международная нормативная база по электронной картографии. Информация о ходе обсуждения в Международной Морской Организации вопроса о включении ЭКНИС(ECDIS) в состав обязательного оборудования судов" (Чернышев А.В., Морской регистр судоходства, экс-перт ИМО), "Анализ современного покрытия Мирового Океана и внутренних водных путей электронными картами Электронные навигационные карты ВВП РФ и системы их отображения" (Губернаторов С.С.,ГМА им. адм. С.О. Макарова, эксперт ИМО), "Электронные навигационные карты ВВП РФ и системы их отображения" (Трофимов Е.В. ЗАО "Транзас").
Все доклады, прозвучавшие на конференции, были актуальны и представляли практический интерес.
Обсудив доклады (список докладов прилагается), а также предложения участников семинара, высказанные в ходе дискуссии, совещание отмечает:
В области морской навигации:
1.1. Существующее покрытие морских путей официальными электронными картами (ENC) позволяет эксплуатировать ЭКНИС практически без использования бумажных карт в районах Черноморско-Средиземноморского бассейна, Персидского залива и южной части Балтийского моря. В остальных районах Мирового океана покрытие ENC варьируется от 0 до 70%. При использовании ЭКНИС в районах, не полностью обеспеченных адекватным покрытием ENC, потребуется поддерживать судовую коллекцию бумажных карт, и использовать ЭКНИС в режиме ЭКС с коммерческими коллекциями электронных карт.
1.2. Управление навигации и океанографии МО выпустило в коммерческую продажу более 400 ENC, еще около 200 наборов данных ENC проходят проверку качества. Все выпущенные ENC распространяются региональным координационным центром электронных карт Primar в Норвегии, куда передаются компанией Транзас, имеющей соответствующий договор с УНиО МО.
1.3. По сообщениям судоходных компаний, имеющих опыт использования на судах коллекций ENC, годовая стоимость поддержания судовой коллекции ENC примерно в 2.5 раза выше стоимости поддержания традиционной коллекции бумажных карт.
1.4. Обращается внимание на недостаточную точность бумажных и растровых карт, выпу-щенных на основе старых съемок. Учитывая, что большинство векторных электронных карт производится на этой же основе, все эти недостатки появляются и на официальных и коммерческих векторных картах.
1.5. Во исполнение циркуляра ИМО (SN Circular 255) для повышения надежности автома-тической прокладки места судна рекомендуется, использовать ЭКНИС с функцией наложения радиолокационного изображения.
1.6. Существующие в мире квалификационные требования к вахтенным помощникам и ка-питанам не предусматривают специальной подготовки по навигации с использованием ЭКНИС. Это отрицательно влияет на безопасность мореплавания.