11.03.2008 - |
Еще раз о конвенции по разделке судов на слом |
В конце марта произойдет встреча комитета IMO по защите морской среды МЕРС, на встрече участники должны будут прийти к согласию по окончательным проектам двух режимов, которые будут регулировать разделку судов на слом и контролировать выброс в атмосферу судов.
Над новой международной конвенцией по безопасной разделке судов работа ведется уже давно, и похоже, она близится к завершению. В настоящее время главная задача рабочей группы – свести к минимуму неопределенности, точно сформулировать места, в настоящее время взятые в скобки, а таких более 100. Вопросов еще очень много.
Например, разрешение гоусударствам, которые подпишут конвенцию, использовать для разделки судов площадки в странах, которые конвенцию не подписали, при условии соответствия этих площадок базовым требованиям конвенции. В рамках этого разрешения возложить ответственность на государство-флаг за соответствие площадки требованиям конвенции и наличие у площадки документа соответствия – этот документ должно выдать либо государство-флаг судна, идущего на слом, либо иная уполномоченная организация.
Но такого рода решение далеко не однозначно, так как IMO стремится к охвату всех стран и всех площадок, а предлагаемый вариант допускает наличие стран и площадок, не входящих в правовой и регулирующий режим конвенции. В связи с этим обсуждается еще один вариант, предназначенный для развивающихся стран – сделать процесс приведения площадок в соответствие с требованиями поэтапным.
Вообще вопрос участия-неучастия в конвенции остается самым острым, ведь суть конвенции, технически, втом, чтобы сделать весь процесс списания и разделки прозрачным и предсказуемым. Если останутся темные места, провалы, то они ставят под вопрос эффективность конвенции в целом, или как минимум, ставят входящие в конвенцию страны и площадки в неравные условия по сравнению с «дикарями». Это понятно без особых пояснений – не-конвенционные площадки будут требовать минимум документов при минимуме требований, они будут брать и те суда, от которых конвенционные площадки будут вынуждены отказываться, по крайней мере до тех пор, пока списываемое судно не приведут в соответствие с минимальными требованиями безопасности.
МЕРС сформулировала 8 основных положений, которые, по идее, должны стать основой конвенции и соблюдаться в обязательном порядке:
- лицензирование площадок;
- система сбора статистики и соответствующих сообщений о списываемых судах;
- план разделки для каждого конкретного судна;
- контракт на разделку судна;
- использование, ограничения или запрещения потенциально вредных материалов и их учет на действующих и строящихся судах;
- «зеленый паспорт» на каждое судно – опись вредных материалов и веществ;
- сертификат безопасности проведения работ с применением горячей резки для каждого конкретного судна;
- передача данных о судне и его истории Continuous Synopsis Record на площадку.
Но имеются и другие вопросы, требующие согласования – механизм признания соответствия-несоответствия площадки требованиям; процедура одобрения плана разделки; учет действующих контрактов и практики списания; другие.
Процесс принятия требований и разработки новой практики списания, возможно, упростится благодаря тому, что 85% всей мировой разделки происходит на площадках Бангладеш, Индии и Пакистана, а они не возражают против конвенции и уачстия в ней.