Новости - Судоходство и бизнес



27.02.2008 - Посредническая роль дирекций в развитии портов

Европейская организация морских портов (ESPO) представляет общие интере сы дирекций портов в Европе. При участии дирекций портов-членов, администраций портов и ассоциаций морских портов Европейского союза мы представляем 800 портов. Наша задача - оказывать влияние на публичную политику в пределах ЕС, которая может воздействовать на портовый сектор.

С другой стороны, мы поддерживаем распространение опыта среди портов. В настоящее время ESPO работает с двумя важными проектами. Новая европейская политика в области морских портов, которая была провозглашена в октябре прошлого года, впервые признала, что важнейшим вопросом является применение природоохранной юрисдикции ЕС. Мы много работали над директивой о птицах и животных и другими законами, связанными с охраной природы. До выхода этого документа для нас было привычным получать ответ, что это не законодательная проблема, а проблема стран-членов, которые ошибочно интерпретируют директивы. Но, как я упоминал, теперь мы впервые поняли, что в самом законе имеются принципиальные недостатки, которые и позволяют по-разному интерпретировать и затягивать проекты. Более крупные проекты, такие как новый терминал Маасвлакте в Роттердаме или Дерганкдок в Антверпене, столкнулись с этой проблемой. Европейская комиссия сегодня официально признает, что надо искать решение. Для нас это хорошая новость. Европейская комиссия предлагает совершенствовать основные направления, которые должны упростить осуществление природоохранных законов и облегчить деятельность исполнителей, дирекций портов и правительств при внедрении новых проектов. Разумеется, это только начало. Нам потребуется наблюдать за совершенствованием этих основных направлений, которые должны быть завершены до конца года. Главный вопрос состоит в том, смогут ли эти основные направления решить оставшиеся юридические проблемы и улучшить правовую базу. Основная цель - обеспечить упрощенное планирование и процесс согласования. Наша цель состоит в том, чтобы дирекции портов, приступая к новому проекту, в ходе планирования получали все необходимые природоохранные разрешения и оценки за обоснованный период и узнавали, можно осуществлять проект или нет. Сейчас дирекции портов получают разрешение “да, но...”, что не является гарантией. У заинтересованных групп или местных посредников есть множество возможностей откладывать и оспаривать проекты развития портов. Это неправильно и объясняет то, почему осуществление жизненно важных проектов, таких как Маасвлакте-2, так надолго затягивается. Оригинальные планы Маасвлакте-2 были составлены в середине 80-х годов прошлого века, и ожидается, что первые контейнеры будут перевалены в 2014 году. Конечно, это крупный проект, но он хорошо иллюстрирует эту проблему. Мы надеемся, что основные природоохранные направления комиссии упростят процесс и позволят составить юридически обоснованный временной график. Мы готовы к сотрудничеству. В прошлом году ESPO подготовила свой кодекс директивы о птицах и животных, основываясь на позиции своих членов. Мы использовали накопленный европейскими портами опыт и составили список вопросов, которые комиссия должна решить по основным направлениям. Наша цель - не в корне изменить европейские законы или избавиться от охраны окружающей среды, а обеспечить, чтобы природоохранные законы были эффективными. Дирекции портов играют важную роль, поддерживая высокие природоохранные стандарты в портах. Наши члены принимают на себя общую социальную ответственность за весь порт и окружающую его среду. Хотя они не всегда непосредственно ответственны за загрязнение или иные природоохранные вопросы, люди обычно обращаются к дирекциям портов, если у них есть претензии. Дирекции портов в действительности оказываются в довольно-таки уникальной ситуации, поскольку они заботятся как о коммерческих, так и об общественных интересах. Один из основных вызовов - убедить как местную администрацию, так и жителей в том, что порт создает добавленную стоимость, рабочие места и бизнес в целом. Порты обладают огромным потенциалом, например, привлекая культурный и туристический секторы, которые делают порт более привлекательным и популярным для общественности. Это опять-таки обязанность, которая, по сути, ложится на плечи дирекции порта. ESPO побуждает индивидуальные порты активнее действовать в этом направлении. Есть несколько примеров, показывающих, как дирекции портов могут влиять на отношения с городом через свою коммерческую политику. Они могут, например, поощрять судовладельцев использовать зеленые технологии для снижения загрязнения воздуха на территории порта. Посредством концессионных договоров они могут обращаться к операторам терминалов с просьбой обеспечить оптимальное использование земли или подключиться к изменению транспортной модели, требуя минимальных тарифных процентов при перевозке по железной дороге или на баржах вместо грузовиков. Это те инструменты, которые дирекции портов могут использовать, чтобы гарантировать использование их клиентами и пользователями дружественных для окружающей среды методов. Конечно, нет такого решения, которое подойдет для всех, и каждая дирекция порта должна решить, какие инструменты наиболее годятся для их местных нужд. Поэтому мы будем оппонировать обязательными мерами ЕС, связанными с различным налогообложением или использованием берегового электричества в портах. Жизненно важной ролью сегодняшних дирекций портов является обеспечение последовательного развития коммерческих структур, но они также должны быть уверены, что будут учитываться интересы общества. Для этого нужен стиль управления, отличный от принятого двадцать или тридцать лет назад, когда развитие портов было, по сути, инженерным бизнесом. По моему мнению, современное управление портом является делом профессионалов. Посредничество между коммерческим и общественным бизнесом является той деятельностью, где современная дирекция порта производит добавленную стоимость. Патрик Верховен генеральный секретарь Европейской организации морских портов