Новости - Судоходство и бизнес



21.02.2008 - Устройства отдачи гака спасательных шлюпок стали серьезной проблемой

В течении последних 20 лет с регулярной частотой появляются сообщения о несчастных случаях в ходе обязательных шлюпочных учений. Как правило, все эти ЧП происходят со шлюпками, снабженными устройствами отдачи гаков под нагрузкой.

Согласно требованиям IMO ко всем судам, построенным после 1 июня 1986 года, шлюпки должны быть оборудованы этими устройствами. Старые устройства, это гаки, отдаваемые вручную после спуска шлюпки на воду. Количество жертв учений со шлюпками, имеющими систему отдачи гаков под нагрузкой, исчисляется сотнями людей, пострадавших и погибших. Однако официальной единой статистики происшествий такого рода не ведется, и ничего, следовательно, не предпринимается, чтобы как-то исправить ситуацию. Следствием этого стало всеобщее недоверие к шлюпкам, спускаемым на воду с помощью шлюпбалок. Норвежское страховое общество Gard в течении многих лет пытается решить эту проблему, привлекая к ней всеобщее внимание. В октябре 2007 года Gard провел конференцию, в которой приняли участие представители стран-флагов, производители шлюпочного оборудования, страховщики, классификационные общества и другие морские организации. Согласно имеющимся данным Gard на период 1992-2007, произошло 37 ЧП, в результате 13 человек погибли и 87 пострадали. Был ряд ЧП без ущерба для людей, поэтому они в статистику не попали. В течении 2007 года Gard зарегистрировал два происшествия, одно со смертельным исходом. По сравнению с другими видами аварийности и соотносительно с 6200 судов, числящихся в Gard, цифры кажутся незначительными, однако эти ЧП происходят не в повседневной работе судов, а в ходе проведения обязательных учений. Все-таки кое-какие изменения в требованиях к учениям произошли – теперь присутствие людей при учебном спуске шлюпки на воду необязательно. ЧП происходят, чаще всего из-за отсутствия должного ухода; неумения и незнания правил спуска на воду шлюпок с этими устройствами или конструктивных недостатков. Причем проектанты устройств отдачи гаков были поставлены перед трудной задачей – удовлетворить требованиям отдачи гаков под нагрузкой и освобождении от нагрузки, они не смогли конструктивно обезопасить систему от недобросовестного ухода или неправильного обращения. На основе накопившегося опыта и материалов конференции, можно порекомендовать следующие меры, способствующие повышению безопасности: 1. очень важно знать тип устройства и его особенности – производство таких устройств пока не стандартизировано, Gard насчитывает 72 различных системы от различных производителей; 2. необходимо иметь четкие и правильные инструкции, экипаж должен быть обучен работе с данной системой и иметь свободный доступ к инструкциям; 3. нельзя допускать к работе с системой людей, если они с ней не знакомы – большинство моряков проходит общее обучение, не зная конкретной системы и ее особенностей на данном судне; 4. прежде, чем осуществлять какие-либо работы на системе, либо допускать к ней сюрвейеров, необходимо убедиться в прочном креплении шлюпки – а Служба морской безопасности Австралии AMSA, например, сделала это условие обязательным; 5. при спуске и подьеме шлюпки, не сажайте в нее людей, если только нет твердой уверенности в надежности системы и надлежащих навыках экипажа; 6. при заказе новых судов в строительство, следует отдавать предпочтение шлюпкам свободного падения, а если будут выбраны шлюпки со шлюпбалками, следует тщательно ознакомиться с имеющимися на рынке устройствами, и выбрать самое безопасное в эксплуатации. В общем, имеет смысл проверить имеющиеся на судах компании шлюпочные устройства, и сменить старые системы отдачи гака на новые, при этом необходимо провести необходимое обучение экипажей. 18 февраля в Бонне прошла встреча подкомитета IMO по вопросам конструкции и оборудования судов, на ней должен был обсуждаться, среди прочих, и вопрос о системах отдачи гака и несчастных случаях при проведении учебных шлюпочных тревог. Морской бюллетень