Новости - Судоходство и бизнес



29.01.2008 - Новые правила стали неожиданностью для операторов портового бизнеса

Новые ставки портовых сборов и методики их расчета стали неожиданностью для операторов портового бизнеса.

На этой неделе операторы портового бизнеса начали переговоры с представителями Росморречфлота о новых ставках портовых сборов и методики их расчета, которые не менялись с 1995 г.. Новые правила игры были обнародованы в последний рабочий день прошлого года и стали неожиданностью для бизнеса. Теперь компании обсуждают с властями возможность корректировки методики, в соответствии с которой, полагают предприниматели, непропорционально большая нагрузка ложится, в частности, на пассажирские суда и автомобильные паромы. Всего за счет новых портовых сборов "Росморпорт" соберет в 2008 г. почти на 100 млн. долл. больше, чем в прошлом году. В соответствии с опубликованным приказом ФСТ РФ размер портовых сборов, в которые включены корабельный, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный и экологический сборы, с 9 января исчисляется в рублях за единицу валовой вместимости судна (GT), а причальные и якорные сборы упразднены. Ранее такие сборы рассчитывались в долларах за кубометр. По итогам 2007 г. объем портовых сборов во всех российских портах ожидается на уровне 200-250 млн долл. В нынешнем году за счет изменений в тарифах, по расчетам участников рынка, эта цифра увеличится на 15-40% в зависимости от структуры судозаходов. По официальным расчетам ФСТ, средневзвешенное увеличение предлагаемых ставок портовых сборов в загранплавании составит 9%, для судов в каботажном плавании - 2,8 раза. Однако у бизнеса другая оценка. "В результате изменений сборы, к примеру, с круизных судов увеличиваются на 15-25 долл. с человека (до 30-50 долл.), - рассказал один из участников портового рынка, пожелавший сохранить анонимность. - При этом ставка портовых сборов - очень принципиальный показатель, и европейские линии нередко отменяют маршруты при повышении ставки даже на 2 долл.". Кроме того, участники рынка отмечают, что в новых правилах не нашлось места для паромных судов, перевозящих как пассажиров, так и накатные грузы, что также заставит их владельцев существенно увеличить свои расходы на услуги портов. Если за прием автомобильного парома раньше надо было платить порядка 20 тыс. долл., то теперь это обойдется судовладельцу примерно в 50 тыс. долл. "Пока никто реально не представляет, что будет дальше, все ждут разъяснений", - отметил Виталий Архангельский, президент группы "Осло Марин", владеющей запущенным в прошлом году автомобильным терминалом в Петербурге. Никаких официальных заявлений со стороны Минтранса и Росморречфлота с момента публикации не поступало. В Союзе российских судовладельцев не нашлось специалиста, готового обсудить этот вопрос, так как все руководство готовилось к запланированному на сегодня пленарному заседанию союза в Минтрасе, где собирались отдельно обсудить вопрос о повышении ставок портовых сборов. "Любое повышение ставок достаточно болезненно для судовладельцев, ведь финские и эстонские порты и так значительно дешевле наших и всегда могут заменить их в логистических цепочках, - считает Игорь Русу, возглавлявший ранее Морской порт Санкт-Петербург и компанию "Усть-Луга". - Вместе с тем портовые сборы не менялись в России с 1994 г. и требовали серьезной корректировки". "В ходе подготовки этого документа не были учтены реалии рынка, особенно что касается пассажирских судов и паромов, и если ситуацию не изменить, последствия могут быть плачевными, - рассказал по итогам вчерашней встречи в Минтрансе Игорь Глухов, гендиректор ЗАО "Инфлот Волдвайд СПб", крупнейшего агента круизных линий в России. "Однако сейчас уже есть понимание вопроса и все заинтересованные стороны готовы к диалогу". РБК