Новости - Судоходство и бизнес



06.12.2007 - Изменения в Кодексе торгового мореплавания

Сегодня - 06.12.2007 - Минтранс представит правительству РФ проект изменения в Кодекс торгового мореплавания, признающего полноправие государственных и негосударственных лоцманов.

06.12.2007 Минтранс РФ представит на заседании правительства РФ проект федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания в Российской Федерации". Как передает ПРАЙМ-ТАСС, об этом 5 декабря сообщила правительственная пресс-служба. Представленный проект федерального закона отвечает правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом РФ в рассмотренном деле. Новая редакция пункта 2 статьи 87 Кодекса не содержит определения морского лоцмана как работника лоцманской службы государственной организации. Исходя из необходимости признания полноправия государственных и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, предлагается воздержаться от законодательного регулирования этого вопроса. Из пункта 2 статьи 87 Кодекса исключен абзац второй, устанавливающий, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением правительства РФ, и требований, установленных Кодексом и иными правовыми актами РФ. При этом учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что ни Кодекс, ни иные федеральные законы, определяющие правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций, не определяют критериев и ориентиров относительно установления особенностей негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, оставив это на усмотрение правительства РФ, и тем самым не исключив возможность произвольного толкования объема и содержания, а значит - ограничения прав и свобод актом правительства РФ. Новая редакция пункта 2 статьи 87 Кодекса устанавливает, что в морских портах, имеющих смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей, а также морских портах, в которых перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота, лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций. При этом предусмотрено, что перечень морских портов, в которых лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций, устанавливается правительством РФ. Необходимо учитывать, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов (коммерческие и некоммерческие) самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность, и возможность выполнения их функций ни в какой форме не может быть обеспечена государственными органами. При таких условиях возможен отказ по различным основаниям от выполнения лоцманских проводок, что приведет к остановке деятельности крупных морских портов. Принятие новой редакции пункта 2 статьи 87 Кодекса позволит гарантированно обеспечить бесперебойный доступ судов в морские порты. Кроме того, некоторые морские порты (Мурманск, Владивосток, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Астрахань и ряд других) имеют особо важное значение для обеспечения обороноспособности страны, так как в них расположены военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей. В случае остановки работы негосударственной лоцманской организации возможно возникновение скопления судов на рейдах указанных морских портов, что представляет собой препятствие для выполнения задач Вооруженных Сил РФ. Создание в портах, имеющих стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны, государственной организации, наряду с негосударственной, не может быть признано надлежащим подходом к урегулированию этой проблемы. Оказание лоцманских услуг относится к сфере деятельности естественных монополий, размер лоцманского сбора устанавливается компетентным органом государственной власти. Существование в таких условиях двух лоцманских организаций экономически нецелесообразно. Возникнет необходимость увеличения лоцманского сбора для покрытия расходов двух аналогичных организаций. Это увеличит расходы судовладельцев и снизит привлекательность российских портов. Как отмечает Минтранс, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета. PortNews