Новости - Судоходство и бизнес



27.09.2005 - Украина: Закон о портах как "защита от дурака"

Эксперимент государства Украины по ограничению права морских торговых портов на пользование водными акваториями просуществовал 25 дней. Постановление Кабмина Украины №826 "Об акватории государственного предприятия "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами", принятое прежним правительством 29.08.2005 г., отменено постановлением Кабмина №941 от 22.09, подписанным и.о. премьер-министра Украины Юрием Ехануровым.

Тем самым, фактически, поставлена точка в противопоставлении позиций двух украинских министерств относительно права субъектов предпринимательской деятельности на морские акватории. Как известно, Минтопэнерго Украины инициировало идею приватизации активов ФПОНТ (включая земельный фонд, а также права на строительство НПЗ и на часть акватории Феодосийского морского торгового порта). В свою очередь, Минтранссвязи выступило с протестом, мотивируя свою позицию необходимостью сохранения свободного (не оплачиваемого в адрес частника) прохода судов украинскими акваториями, а также обязательствами государства Украины по осуществлению контроля и надзора в сфере безопасности мореплавания. По мнению ряда украинских морских специалистов, указанная коллизия в среде исполнительной власти - свидетельство настоятельной необходимости принятия Закона о портах, где была бы четко прописана позиция государства в отношении приватизации как портов в целом, так и их акваторий. В отсутствие Закона о портах соответствующие функции регулирования выполняет Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Украины, однако его положения не учитывают сегодняшних рыночных реалий. "Закон о портах нужен как "защита от дурака", срабатывающая, если кто-то нажал не на ту кнопку", - прокомментировал нынешнюю ситуацию украинский портовик, пожелавший остаться анонимным. Согласно точке зрения, озвученной руководством Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи, вопрос с принятием Закона о портах необходимо решать в связи с усиливающимися в государственных структурах настроениями допустить возможность приватизации морских торговых портов (указывается даже конкретный порт – Одесский). Обеспокоенность Комитета вызывает и позиция Минтранссвязи относительно включения в законопроект положения, закрепляющего существование ГО "Укрморпорт". Руководство Комитета категорически выступает против самой идеи вмешательства Объединения в хозяйственную деятельность портов. Если учесть, что глава Комитета Валерий Пустовойтенко является экс-министром транспорта Украины и, согласно неофициальным данным, кандидатом на пост министра транспорта и связи, позиция Комитета может рассматриваться как заявка на создание упомянутой "защиты". РЖД-партнер