Новости - Судоходство и бизнес



27.09.2005 - "Мы подняли ряд системных вопросов"

На днях министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в заседании совета директоров Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), которое проходило в Петропавловске-Камчатском. "Вы смогли превзойти объемы в 360 млн.тонн грузов. Это радует. Но наши горизонты – еще шире. Я хотел бы поговорить с вами о том, какие на сегодняшний момент имеются проблемы между портами и государственными органами? Как нам их лучше всего совместными усилиями решить?", - обратился глава Минтранса к руководителям портов, съехавшимся на Камчатку со всех концов России.

Первый вопрос, который занимал министра в разговоре с портовиками, касался разграничения полномочий государственных органов власти в портовых комплексах. "На сегодняшний момент система получилась громоздкая и не до конца продуманная с точки зрения эффективности работы", - констатировал Игорь Левитин. Он признал, что сегодня пока не достигнуто четкое понимание, например, по вопросу разграничения полномочий между портовыми подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Есть также некоторое дублирование функций у портовых администраций и филиалов Росморпорта. Нередко возникает форменная неразбериха и даже злоупотребления ввиду существования параллельных администраций в торговых и рыбных портах, находящихся в одном портовом комплексе. В целом о сегодняшнем состоянии системы регулирующих органов в портах министр транспорта высказался так: "Мы скоро будет в этом плане пребывать везде и заниматься всем. Между тем бизнес уже совершенно не понимает, кто что регулирует и чем занимается. Наша система полномочий очевидно перегружает хозяйственную работу. Из-за этого, в частности, к нам не идет международный оператор". Он также констатировал, что в рыбных портах подчас рыбой давно уже и не пахнет, а перегружают здесь не только металлы или ширпотреб, а натуральную контрабанду. В целом два капитана портов и две администрации создают, как правило, очень много проблем казалось бы на пустом месте. Игорь Левитин сообщил, что министерство намерено целенаправленно провести в этой сфере реформу и создать единые администрации портов. Также будут упорядочены и функции портовых подразделений Службы и Агентства, для чего потребуется совершенствование нормативной базы. В этой связи глава Минтранса поднял вопрос о прохождении законопроекта "О морских портах" и участии в нем Ассоциации. "Скажите мне, пожалуйста, мы все-таки двигаемся в этом направлении или же опять стоим?", - задал он вопрос руководству АСОП. Однако простой и четкий ответ министру все-таки получить не удалось. Как сообщил ему президент АСОП Олег Терехов, та версия законопроекта, которую предлагает Ассоциация, сегодня находится в профильном комитете Государственной Думы. А вот тот проект, который в данный момент проходит второе согласование в причастных ведомствах, – по его словам, "АСОП еще не видел". Министр призвал Ассоциацию активнее сотрудничать в этом вопросе с Министерством и Агентством, чтобы совместными усилиями как можно быстрее решить эту проблему. Третьим важнейшим вопросом, поднятым Игорем Левитиным, был вопрос о земле. "Чья сегодня земля в портах?", - спросил портовиков министр и резюмировал их комментарии: "Да, под причалами – Росморпорта, но много уже и продано. Между тем вся земля под инфраструктурой должна принадлежать государству. Там, где этого нет, мы не будем развивать инфраструктуру. Это все должны понимать. Пока с землей не определимся, ничего не будем инвестировать". И.Левитин также отметил, что и в тех случаях, когда земля числится за военными органами или другими государственными ведомствами и не переведена в категорию "земли транспорта", там также не будет применено бюджетное финансирование для развития транспортных инфраструктурных объектов. Кроме того на встрече были затронуты вопросы взаимодействия портов и железных дорог, тарифной политики, закрепления кадров в районах Севера и Дальнего Востока и другие. В частности, по последнему вопросу, который стоит особенно остро, например, в Петропавловсе-Камчатском, министр высказал убеждение в том, что распределение выпускников морских учебных заведений, обучавшихся за государственный счет, следует производить в приоритетном порядке именно в труднодоступные регионы. Генеральный директор ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" Александр Иванчей такой подход очень приветствовал: "Вы их только пришлите к нам, а мы уж тут их женим, к рыбалке нашей приохотим и глядишь – специалисты останутся на постоянное житье". Подводя итог совещанию, И.Левитин, в частности, сказал: "Мы подняли сегодня ряд системных вопросов в портовой сфере. Есть проблемы. На эту тему мы проведем специальную коллегию Министерства". "Каковы Ваши впечатления от Камчатки", - спросили министра журналисты. "Мои впечатления от природы Камчатки просто незабываемы. Словами не передать", - ответил Игорь Левитин. РЖД-партнер