Новости - Судоходство и бизнес



31.08.2005 - Рыбная эйфория может скоро закончиться

Предстоящий Дальневосточный рыбный форум преподносится как мероприятие федерального уровня. Чиновники утверждают, что именно на этой площадке будут решаться проблемы отрасли. Однако сами рыбаки считают, что их проблемы решаются крайне вяло. Вот что заявляют организаторы форума. "Ожидается приезд делегаций из 15 регионов России, США, Европы, стран АТР. "Среди главных вопросов - повышение конкурентоспособности рыбной отрасли России, борьба с браконьерством, выход отечественной отрасли на мировой рынок с продукцией глубокой переработки под российскими брендами, реализация принципа "вся рыба - на берег", - поведал об основных направлениях работы форума на специально созванной пресс-конференции руководитель департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края Игорь УЛЕЙСКИЙ.

В общем, фразы, произносимые чиновником, подчеркивали, что власть рыбаков всячески опекает и пропасть им не даст. Правда, почему-то было забыто, что идея проведения рыбного форума изначально принадлежит рыбакам. Именно рыбацкая общественность в прошлом году инициировала проведение Первого Дальневосточного рыбного форума. "Хочется собрать всех дальневосточных рыбаков на одной площадке и вместе решить, как нам жить дальше", - утверждал в прошлом году президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП) Дмитрий ГЛОТОВ. Прошел год, но кардинальных изменений в отрасли не наблюдается. Рыбацкие инициативы остаются только пожеланиями. Рыба на берег, борьба с браконьерами, развитие глубокой переработки, вывод на внешний рынок российских брендов, повышение конкурентоспособности отрасли - это тезисы прошлогоднего форума. Конечно, рыбаки понимают, что решить одним махом, копившиеся годами проблемы отрасли нельзя. Это нужно делать, не ломая основы ведения бизнеса. По словам Игоря Улейского, развитие глубокой переработки - одно из наиболее перспективных направлений, позволяющее резко повысить добавленную стоимость выпускаемой продукции. Правда, бизнес пока относится к этому настороженно, и капитализация отрасли остается крайне низкой. "Развитие глубокой переработки рыбопродукции - это не вопрос административного регулирования, а прежде всего вопрос ментальности собственника. Возьмем, например, минтай. Китайцы для того, чтобы получить себе рынок, держат такие высокие цены на сырье, что нам невыгодно заниматься его глубокой переработкой. Сейчас на рынке минтая парадоксальная ситуация: если прервать процесс на стадии производства безголового минтая и продать его китайцам или продолжить производство для получения филе и продать его в Европу, и то, и другое будет одинаково выгодно", - заявил на страницах журнала "Дальневосточный капитал" председатель совета директоров ЗАО "Ролиз" Александр ЛИНЕЦКИЙ. Не так давно один руководитель крупной рыбодобывающей компании высказал мнение, что некоторые из вышеперечисленных тезисов могут нести в себе угрозу рыбацкому бизнесу. Речь идет о лозунге "рыба на берег" или "обязательное декларирование продукции на российском берегу". По его словам, таможенная очистка - это несомненный удар по браконьерам, но в то же время дополнительные таможенные сборы - это прямое уменьшение прибыли компаний. И как следствие - опять скачок цен на внешнем и внутреннем рынке. У вице-президента АРПП Александра ПЛАТОНОВА свой взгляд на решение рыбацких проблем. Он считает, что прежде всего нужно устранить административные барьеры. "Сегодня отраслью управляет большая бюрократическая машина. Вначале идет правительство, оно устанавливает ОДУ. Затем все это спускается в министерство сельского хозяйства, оттуда в подведомственный департамент. Потом в дело вступает ФАР, и только от них документы идут в регионы. В регионах свои чиновники, и бюрократическая машина включается вновь. Мы подсчитали, что сегодня проверять и контролировать деятельность рыбаков имеют право около 40 федеральных структур. На прошлом форуме много говорилось о проблемах прибрежки. Прошел год - итог ноль. Все это приводит к срыву отдельных путин. В этом году предприятия края готовились к добыче кальмара. Планировалось, что на рыбалку выйдут 20 судов, представляющих 10 компаний. Однако так как нет четко прописанного механизма вторичного распределения долей, флот не смог выйти на промысел вовремя. Ведь планировалось, что БАМР, являясь основным держателем кальмарных квот (около 5 тыс. тонн), поделится ими с другими компаниями. Для этого нужно только заключить договоры о совместной деятельности. Но налоговая инспекция эти договоры не признает. Как результат - путина практически сорвана", - говорит Александр Платонов.