Новости - Судоходство и бизнес



06.02.2024 - 4,915 трлн руб инвестируют в комплекс по переработке этансодержащего газа в Усть-Луге

Инвестиции в строительство комплекса по переработке этансодержащего газа в Усть-Луге составят 4,915 трлн руб., следует из паспорта проекта. При этом кабмин РФ внес проект в перечень реализуемых за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), из которого он будет профинансирован на 900 млрд рублей.

Создание интегрированного газоперерабатывающего и газохимического комплекса осуществляют проектные компании «Русхимальянс» и «Балтийский химический комплекс». Участниками этих проектных компаний являются «Газпром», «Русгаздобыча», «Газпром ГНП холдинг» и «Национальная газовая группа». На проекте будет создано до 6 тыс. рабочих мест. Сырьем для него выступит газ Надым-Пур-Тазовского района, а также месторождений Тамбейского кластера.

Начиная с 1 января 2029 года на комплексе ежегодно будет перерабатываться 45 млрд куб. м газа, производиться 13,1 млн тонн сжиженного природного газа, до 3,6 млн тонн этановой фракции, до 1,7 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ), до 0,13 млн тонн пентан-гексановой фракции. Оставшийся после переработки сухой отбензиненный газ (18,9 млрд куб. м) будет направляться в газотранспортную систему «Газпрома». Производство полиэтилена составит до 2,8 млн т в год.

Каждый из двух комплексов (газоперерабатывающий и газохимический) мегапроекта в Усть-Луге будет реализован в две стадии. Строительство объектов первой очереди газоперерабатывающего комплекса - 2021-2025 гг., второй очереди - 2023-2026 гг., СПГ-завода - 2024-2026 гг. и 2024-2027 гг. соответственно. Комплекс газохимии будет построен в 2026-2027 гг.

Запуск первой очереди газоперерабатывающего комплекса в Усть-Луге планируется в 2026 г., второй очереди - в 2027 г. Старт первой очереди СПГ-завода запланирован в 2027 г., второй очереди - в 2028 г. Пуск газохимического комплекса в рамках проекта будет осуществлен двумя очередями в 2026 г. и 2027 г.

Рост спроса на СПГ будет обеспечен за счет Китая, Индии и Юго-Восточной Азии, следует из документа. Дополнительными рынками сбыта могут стать Бангладеш, Пакистан, Малайзия, Вьетнам, Мьянма, а также страны Атлантического региона (в первую очередь Турция и Бразилия).

Спрос на сухой отбензиненный газ будет обеспечен со стороны публичного акционерного общества «Газпром» в полном объеме за счет реализации объемов сухого отбензиненного газа в рамках заключенного долгосрочного договора поставки газа публичным акционерным обществом «Газпром», - отмечается в паспорте проекта.

Рост спроса на производимый сжиженный углеводородный газ будет обеспечен за счет роста интереса к СУГ в Китае, Индии и Турции. Рост спроса на полиэтилен будет обеспечен за счет роста интереса к полиэтилену в Китае, Индии и Турции, "обусловленного наращиванием в этих странах мощностей по производству конечной продукции из полиэтилена, а также прогнозируемого общего экономического роста в этих странах".

В качестве сильных сторон проекта в документе указаны: низкий уровень операционных затрат (дешевый сырьевой газ, низкие производственные затраты, современная крупнотоннажная мощность); гарантированный долгосрочный доступ к природному газу; отсутствие необходимости дополнительных капитальных вложений в связи с использованием собственной трубопроводной сети "Газпрома"; выгодное береговое расположение вблизи морского порта позволяет снизить стоимость логистики и обеспечивает гибкость поставок на экспортные рынки; возможность использования инфраструктуры порта Усть-Луга для целей хранения готовой продукции в контейнерах; широкая диверсификация по видам и маркам полиэтилена.

Слабыми же сторонами комплекса в Усть-Луге выступают: существенная величина требуемых инвестиций; волатильный характер регулирования рынка сжиженного углеводородного газа в Российской Федерации (пошлины на экспорт); газохимический комплекс будет новым производителем на высококонкурентных целевых рынках сбыта; ограниченный спрос на полиэтилен на внутреннем российском рынке.

Перечислены в паспорте проекта и основные угрозы для его реализации. В частности, ими могут стать политические и экономические риски, в том числе санкции, затруднения в подписании долгосрочных контрактов с конечными покупателями и судовладельцами, дефицит газовозов. Отдельное внимание уделено угрозе перекрытия водных путей Данией для газовозов из России, а также строительство новых СПГ-мощностей и существенный рост экспорта полиэтилена из Северной Америки.