Новости - Судоходство и бизнес



23.01.2024 - Самый большой в мире круизный лайнер Icon of the Seas несет климатическую ответственность

Когда 27 января Icon of the Seas компании Royal Caribbean отправится в свой первый официальный рейс, это путешествие обязательно произведет фурор. Самый большой в мире круизный лайнер Icon имеет длину более 1000 футов (360 метров) и весит около 250 000 брутто-регистровых тонн. Он может похвастаться 40 ресторанами, барами; семью бассейнами; шестью водными гороками и 55-футовым водопадом. Royal Caribbean заявляет, что лайнер откроет «новую эру отдыха».

Может быть и так. Но Icon также удваивает негативный аспект нынешней эпохи круизов: выбросы парниковых газов.

В 2022 году Брайан Комер, директор Морской программы Международного совета по чистому транспорту, изучил углеродный след круизов по сравнению с проживанием в отеле и авиаперелетом, поскольку круизы по сути представляют собой плавучие отели. Его анализ показал, что человек, отправляющийся в круиз по США на 1200 миль (2000 километров) по самой эффективной круизной линии, будет нести ответственность за примерно 1100 фунтов (500 килограммов) CO2 по сравнению с 518 фунтами (235 килограммов) при путешествии туда и обратно. Другими словами: круиз генерирует «примерно вдвое больше общих выбросов парниковых газов», чем полет, говорит Комер.

Не говоря уже о том, что «обычно люди летают, чтобы отправиться в круиз», — отмечает Стелла Бартолини Кавикки, советник по морской политике OceanMind, некоммерческой организации, которая использует спутниковые и другие технологии для понимания воздействия человека на море. Полет в круизный порт означает, что «отпуск будет весьма углеродоемким», говорит она.

Представитель Royal Caribbean заявил, что Icon спроектирован так, чтобы работать на 24% эффективнее, чем международный стандарт для новых судов, которые, согласно правилам Международной морской организации (IMO), уже должны быть на 30% более энергоэффективными, чем те, которые были построены в 2014 году. Также мы будем следить за Icon «в течение следующих шести-двенадцати месяцев, чтобы убедиться, что мы получаем то, что планировали».

В 2022 году, последнем году, по которому доступны данные, прямые выбросы Royal Caribbean (или категории 1) составили 5,5 миллиона тонн эквивалента CO2 по сравнению с 5,3 миллиона тонн в 2019 году.

Всего несколько лет назад будущее круизного туризма казалось, что оно находится в тяжелом положении. Когда из-за ограничений на поездки Covid-19 суда останавливались на несколько месяцев подряд, в отрасли возникла серьезная обеспокоенность тем, что интерес пассажиров будет восстанавливаться медленно. Но как только ограничения были сняты, «люди не стали долго думать», - говорит Бартолини Кавички, - «Круиз по Океании был распродан за один день в январе 2021 года. Люди просто умирали от желания вернуться туда».

Международная ассоциация круизных линий (CLIA), которая заявляет, что на ее членов приходится примерно 95% мировых круизных поездок, прогнозирует, что в этом году количество пассажиров достигнет 36 миллионов по сравнению с почти 32 миллионами в 2023 году и 30 миллионами в 2019 году. Коалиция ClimateTrace (членом которой является OceanMind) опубликовала анализ, который показал, что выбросы круизных судов уже на 6% выше, чем до пандемии.

Воздействие круизных судов на климат не ограничивается выбросами, которые удерживают тепло в атмосфере. Огромные суда также извергают похожее на сажу вещество, известное как черный углерод, которое поглощает солнечный свет и удерживает тепло на земле. В Арктике, где совершается все больше круизов, черный углерод может оседать на снегу и льду, ускоряя скорость таяния ледников. Бартолини Кавикки говорит, что, хотя на круизные лайнеры приходится около 1% мирового флота, на них приходится 6% выбросов черного углерода.

В то же время круизные компании сразу же заявляют о целях устойчивого развития. Royal Caribbean Cruises, MSC Cruises и Norwegian Cruise Line Holdings обязались достичь нулевых выбросов к 2050 году, а Carnival Corp. планирует достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Для достижения этих целей круизные операторы все чаще заменяют нефтяное топливо менее углеродоемкими альтернативами, чаще всего сжиженным природным газом (СПГ). CLIA сообщает, что из 44 новых судов, заказанных до 2028 года, более половины будут работать на природном газе. Icon of the Seas работает на 300-тонном топливном баке СПГ.

Суда, работающие на СПГ, выбрасывают на 25% меньше CO2, чем суда, работающие на обычном судовом топливе.

Расследование, проведенное в 2023 году активистами-экологами, показало, что круизные лайнеры, работающие на СПГ, часто выбрасывают часть его прямо в атмосферу в виде метана — парникового газа, который в краткосрочной перспективе в 80 раз более эффективен, чем углекислый газ. Исследование показало, что для трех из четырех типов двигателей СПГ в краткосрочной перспективе наносит вред климату хуже, чем обычное топливо.

Комер говорит, что операторы круизных судов могут перейти на более экологически чистые виды топлива. Замена СПГ метанолом — альтернатива, которая может практически не иметь выбросов в течение жизненного цикла — приведет к сокращению производства метана.

Представитель Royal Caribbean сообщил, что, когда восемь лет назад проектировали Icon, СПГ был «новым топливом для любого судна», а двигатель судна был наиболее эффективным вариантом. Следующее судно компании — Utopia of the Seas, строительство которого планируется завершить этой весной, — будет иметь другой двигатель, предназначенный для снижения риска утечек метана. Celebrity Xcel, который является частью дочерней компании Royal Caribbeans Celebrity и, как ожидается, начнет работу в 2025 году, разрабатывается с двигателем, который может работать на трех видах топлива, включая метанол.

Морская отрасль в целом находится под давлением необходимости сокращения выбросов. В прошлом году IMO начала требовать от компаний, имеющих суда большего размера, рассчитывать индекс энергоэффективности судов (EEXI) и начинать сбор данных, связанных с эксплуатационным индикатором интенсивности выбросов углекислого газа (CII), который учитывает выбросы судов, количество перевозимый груз и пройденное расстояние. Начиная с этого года суда будут получать рейтинг устойчивости от A до E на основе своих данных; те, кто имеет рейтинг D в течение трех лет подряд или рейтинг E в течение одного года, должны будут представить план улучшений, хотя неясно, какие санкции предусмотрены за плохую работу.

Но круизная индустрия настаивает на показателе, который не учитывает пройденное расстояние, поскольку время пребывания круизных лайнеров в порту означает, что они, скорее всего, получат худший рейтинг CII. Инфраструктура судна, подобная гостинице, по-прежнему требует значительного энергопотребления, даже если на борту меньше людей и не пройдено никаких морских миль. «Эта метрика не установлена для судов, которые не движутся непрерывно», — говорит представитель Royal Caribbean.

Недавние исследования показывают, что это несоответствие может даже стимулировать круизные лайнеры выбирать маршруты с большим количеством времени в пути, что приведет к увеличению их общих выбросов. Авторы предложили заменить пройденное расстояние процентом времени, проведенного в море.