Новости - Судоходство и бизнес



02.04.2024 - Декарбонизация даст плоды только в дальнесрочной перспективе

В прошлом месяце Комитет по защите морской среды провел свое 81-е заседание. Судоходство начало «крестовый поход» за то, чтобы стать единственной отраслью в мире, которая может полностью и быстро декарбонизировать себя! Но сначала общая картина.

На графике показано, что мировые выбросы CO2 были изменены на 100% в 1960 году синим цветом (левая полоса), а концентрация CO2 в атмосфере также изменилась на 100% в 1960 году красным цветом (правая полоса).

Как ни странно, мы зациклены на абсолютном количестве тонн CO2, выбрасываемых ежегодно, тогда как на самом деле значение имеет концентрация CO2 в атмосфере, которая и является причиной глобального потепления.

Проблема в том, что 50% выбрасываемого CO2 будет оставаться в атмосфере более 120 лет. Как видно на графике выше, резкое сокращение выбросов из-за Covid не отражено на кривой концентрации. Концентрация CO2 в атмосфере начнет снижаться только в том году, когда мы выбросим меньше CO2, чем он исчезнет из атмосферы естественным путем. Если принять период полураспада в 120 лет, это означает, что каждый год около 0,4% присутствующего в атмосфере CO2 исчезает (50/120=0,41), тогда как наши выбросы увеличивались со сложной скоростью 1,3% в год в течение последних 30 лет.

Декарбонизация экономики планеты действительно является правильным решением, но она даст результаты только в долгосрочной перспективе. Является ли это первым случаем, когда политики делают что-то ради долгосрочной выгоды? Интригующим также является тот факт, что внедряемая программа декарбонизации неявно основана на сказке, развивающейся в этом направлении. Давным-давно люди жгли дрова. Затем древесину заменил уголь, который, в свою очередь, сменился нефтью и газом. Таким образом, мы вот-вот увидим повторение этого процесса поэтапного отказа/поэтапного перехода с нулевым выбросом углерода или чистой нулевой энергией, которая заменит нефть и газ. Просто, нет? Да, просто, но неправда. Человечество никогда не сжигало больше древесины, чем сейчас. Фактически, каждый раз, когда появлялся новый источник энергии, он не заменял предыдущий, а фактически обеспечивал новые возможности использования. Это явление, известное как эффект отскока, также называемый парадоксом Джевонса, хорошо документировано на протяжении веков.

Но давайте теперь спустимся на отраслевой уровень. На круговой диаграмме ниже показаны отдельные сектора с их относительной долей в глобальных выбросах CO2:

На два сектора вместе приходится более 50% мировых выбросов: производство электроэнергии и сельское хозяйство вместе покрывают 53% всех выбросов. Добавьте автомобили и фургоны, и вы получите 60% всех выбросов. Теперь, используя, опять же, простую математику, снижение на 10% выбросов в секторе производства электроэнергии будет больше, чем сокращение на 100% выбросов в секторе судоходства. Снижение выбросов на 10% как в электроэнергетическом, так и в сельскохозяйственном секторах будет больше, чем сокращение на 100% выбросов в судоходном и авиационном секторах вместе взятых.

Снижение выбросов легковых автомобилей и фургонов на 30% будет равно всем выбросам судоходного сектора. Мы знаем, как сократить выбросы автомобилей на 30% – просто перейдем от двухтонных и более автомобилей к однотонным автомобилям, как это было не так давно, но мы пока далеки от того.