Новости - Катастрофы и аварии



08.02.2024 - Расследование: грузовое судно Capt. Beau затонуло из-за затопления машинного отделения

Когда буксир Capt. Beau  отправился буксировать брошенное грузовое судно из Майами на Гаити, экипаж ждал неприятный сюрприз. Почти все, что могло пойти не так, пошло не так: в штормовом море судно сорвало с буксировочного каната, оно набрало воду и затонуло.

Речь идет о старом 270-футовом грузовом судне Carib Trader II. Судну было около 50 лет, и оно находилось не в идеальном состоянии; у него была долгая история нарушений при проверке, и ранее на нем был обнаружен кокаин. В ноябре 2020 года его задержали в Майами по ряду проблем, связанных с безопасностью, и оно оставалось там более года, ожидая ремонт.

В феврале 2022 года владелец организовал буксировку Carib Trader II на Гаити, где судно будет отремонтировано. Перед отплытием судно было проверено на предмет повреждений, и береговая охрана утвердила план буксировки.

Экипаж буксира Capt. Beau завел буксирный канат с помощью уздечки Spectra, цепи и троса, прикрепленных к швартовочным приспособлениям грузового судна. Караван двинулся в путь и направился на юг, к Старому Багамскому каналу.

6 марта, когда суда шли у берегов Кубы, погода была хуже, чем предполагал план буксировки. Ветер достигал 30 узлов, а волны достигали высоты 7-9 футов. Примерно в 00.35 помощник капитана услышал хлопок, и буксир самостоятельно набрал скорость. Помощник капитана заподозрил, что мог разорваться канат, и разбудил капитана, принявшего вахту. Остальная часть команды натянула буксирный канат и обнаружила, что обе ножки уздечки троса Spectra разошлись.

В темноте Capt. Beau маневрировал, чтобы вновь закрепить канат. Примерно в 01.40 экипаж заметил, что якорь Carib Trader вышел из строя и завис в толще воды.

Экипаж установил канат, повторно заведя уздечку на левый борт, и возобновил буксировку на низкой скорости, планируя продолжить осмотр судна после рассвета.

Примерно в 07.20 помощник капитана поднялся на борт Carib Trader для осмотра. Он обнаружил, что машинное отделение было затоплено, и вода уже поднялась над главным двигателем. По указанию капитана помощник капитана включил портативный водоотливной насос и настроил его так, чтобы перекачивать воду за борт.

Ситуация не улучшилась, и к 11.00 помощник капитана определил, что насос не справляется со скоростью прибытия воды. К 15.00 Carib Trader начал крениться на правый борт, и стало ясно, что судно затонет. Помощник капитана покинул судно, и капитан приказал механику перерезать буксирный канат. Carib Trader II погрузился на дно на глубине 3300 футов примерно в 16.20.

На основании имеющейся информации и истории «некачественного» технического обслуживания Carib Trader NTSB определил, что вероятной причиной затопления была незамеченная течь в машинном отделении ниже ватерлинии. Грузовое судно уже много лет не стояло в сухом доке, и состояние корпуса было неизвестно.

Что касается разошедшейся уздечки, то состояние поверхности на момент аварии находилось в допустимых пределах плана буксировки и могло создать нагрузку на буксирный канат. По оценкам NTSB, два неожиданных источника сопротивления - тянущийся якорь и увеличивающаяся осадка кормы Carib Trader - еще больше увеличили нагрузку, увеличивая вероятность того, что какой-то компонент разобьется в волнах высотой 7-9 футов.