Новости - Катастрофы и аварии



29.07.2009 - Суд по делу об убытках от захвата балкера пиратами может стать прецедентным (фото)

Спор между британским судовладельцем и китайским грузополучателем может серьезно повлиять на процессы страхования судов от пиратства и участия в выплате выкупа различных сторон. 6 апреля сомалийские пираты захватили балкер Malaspina Castle, следовавший из Новороссийска на Китай с грузом брикетированной руды. 9 мая балкер был освобожден после уплаты выкупа 1.8 миллиона долларов. Груз принадлежал китайской компании Hangzhou Cogeneration Import and Export Co. Ltd, судно – британской Navalmar (U.K.) Ltd. Судовладелец подал иск на китайскую компанию, разбирательства будут проходить в Лондоне, где детали такого рода споров не разглашаются. Однако Navalmar (U.K.) Ltd подала связанный с делом иск и в суд Нью-Йорка, откуда и стало известно, сколько что стоило и кто что требует. В сумме Navalmar (U.K.) Ltd понесла убытков на 3.6 миллиона долларов. Помимо 1.8 миллиона выкупа, компания заплатила 512000 долларов посредникам в переговорах и за доставку выкупа, еще 75000 долларов ушло на страхование наличности – выкупа. Компания ожидает исков от членов экипажа на сумму в районе 500000 долларов.

Случай может пролить свет на неформальный так сказать, процесс выплаты выкупа и последующего распределения убытков между владельцами, фрахтователями, грузовладельцами и страховщиками. Обычно если судовладелец не застраховал судно от K&R (похищения и выкупа) он, после выкупа судна, пытается возместить ущерб распределением убытков между всеми заинтересованными сторонами, на условиях т.н. general average – общей аварии. Это означает, что для спасения судна пришлось пойти на экстраординарные расходы, после чего все заинтересованные стороны – судовладелец, грузовладелец, другие стороны, страховщики – должны покрыть эти расходы в пропорциональных их интересу долях. В большинстве разбирательств по делам такого рода, имеются в виду захват судна и освобождение за выкуп, применяется именно эта схема общей аварии. И как правило, заинтересованные стороны приходят к полюбовному соглашению, избегая длинных и дорогостоящих судебных разбирательств. Практики разбирательства дел такого рода, когда они доходят до суда, мало, вот почему дело Malaspina Castle представляет такой интерес. Британская компания, не достигнув полюбовного соглашения, обратилась к оценщику, заплатив за его услуги 25000 долларов. Некоторые судовладельцы покупают довольно весьма дорогую страховку от захвата и выкупа – от 16000 до 20000 и более долларов за один проход судна опасными водами. Однако точное количество таких владельцев и таких страховок узнать нельзя – по условиям страхования, они не имеют права разглашать сам факт наличия такой страховки. Многие же владельцы предпочитают обходиться без K&R, полагаясь на общую аварию. В случае с Malaspina оценщик решил, что китайская компания обязана возместить 64% от общего убытка – 2.3 миллиона долларов. Пока неизвестно, на каких основаниях китайская сторона не согласна с его оценкой или может быть, она оспаривает только часть этой суммы, не отказываясь от участия в убытках полностью. Некоторые юристы полагают, что грузовладелец может оспорить условия общей аварии на том основании, что судно, поскольку оно пошло опасными от пиратства водами без соответствующей охраны, автоматически становится «немореходным», что освобождает грузовладельца от ответственности за возможные убытки. Однако это было достаточно справедливым еще год назад, но не сейчас, когда многие судовладельцы нанимают охрану либо следуют опасными водами в соответствии с рекомендациями – в составе конвоев или с предварительным уведомлением под наздором военных. Остается ждать, не станет ли случай Malaspina прецедентом и не последуют ли примеру китайской компании другие грузовладельцы, предпочитая полюбовному соглашению на условиях общей аварии разбирательства в суде. Если суд определит, что выплата выкупа не подпадает под условия общей аварии, можно уверенно предположить, что многие грузовладельцы откажутся в дальнейшем от участия в убытках. Но хорошего мало даже в том случае, если суд встанет на сторону Navalmar – все это дело показывает, сколь ненадежно полагаться судовладельцу на принципы общей аварии, потому что если дело дойдет до суда, это означает длительные и дорогостоящие разбирательства при сомнительном исходе. Поэтому судовладельцам необходимо трижды подумать, отказываясь от страхования K&R и полагаясь на принципы общей аварии. Справка по захвату и освобождению балкера Malaspina Castle: 6 апреля утром пираты захватили английский балкер Malaspina Castle. Балкер (дедвейт 21173 тонн, постройки 1981, флаг Панама, владелец Navalmar Уимблдон), следовавший из Новороссийска на Китай, захватили в Аденском заливе. Экипаж 24 человека, 16 граждан Болгарии, Остальные граждане России, Украины и Филиппин. Подтвержденно 2 гражданина России, работники Лебединского ГОКа (Белгородская область), сопровождавшие груз этого ГОКа. 9 мая сомалийские пираты освободили балкер Malaspina Castle, экипаж 24 человека. Из них минимум двое граждан России из Белгородской области, с Лебединского ГОКа. 16 человек граждане Болгарии, а также граждане Украины и Филиппин. Балкер был захвачен 6 апреля, и можно сказать, пробыл в плену относительно недолго. Есть упорные слухи, что в переговорах и выкупе судовладельцу помог Лебединский ГОК из характера груза, какое-то брикетированое железо, которое нельзя долго хранить. Выкуп 1.8 миллиона долларов, доставлен вертолетом. На фото балкер Malaspina Castle Морской бюллетнь.