Новости - Катастрофы и аварии



08.12.2008 - Статистика аварий и происшествий в Балтийском море

По данным последнего обзора HELCOM, несмотря на рост судоходства на Балтике, с 2005 года количество столкновений судов резко сократилось, особенно в одном из самых оживленных районов моря, Финском заливе. Всего в 2007 году было зафиксировано 120 происшествий, 117 в 2006, 146 в 2005 и 142 в 2004.

В 2007 году лишь 4 происшествия привели к незначительным разливам, в 2006 их было 5, в 2005 13. Почти половина всех происшествий приходится на посадки на мель, 55 случаев или 45%. На втором месте столкновения, 40 случаев или 33%. В число столкновений включаются как столкновения судов с судами, так и столкновения с различными стационарными и плавучими конструкциями, в том числе знаками, установленными в море огнями и т.п. Из общего числа столкновений лишь 15 столкновений судов с судами, на 50% меньше чем в 2005. Среди других заметных причин происшествий пожары 8% и поломки машин и механизмов 6%. Столь заметное снижение количества столкновений несмотря на рост 10% судоходства на Балтике специалисты HELCOM относят за счет введения новых средств наблюдения и контроля судоходства – таких как AIS, действующей с 2005 года, системы разделения судов и системы подачи сообщений с судов – например, система сообщений с судов в Финском заливе Gulf of Finland Reporting System (GOFREP). Последние случаи показывают, что большинство их приходится на юго-западную часть Балтийского моря. Основные типы судов, попавших в происшествия, это сухогрузы 55%, танкеры 13% и паромы 20%. Это более или менее соответствует соотношению типов судов, следующих Балтийским морем. Самыми рискованными согласно статистике, стали пассажирские суда – большей частью паромы. При общей доле в балтийском судоходстве 10% по количеству происшествий они «взяли» 20%. Главную причину аварий и происшествий 2007 года назвать пока нельзя, так как расследования по 32% происшествий еще не завершены. Но скорее всего, лидером останется человеческий фактор – по имеющимся результатам расследований, на его долю приходится 32%, механические поломки и неисправности на втором месте, 20%. Из 4-х достойных упоминания разливов 2006 года крупнейший произошел в Латвии, вытекло 12 тонн топлива вследствии посадки судна на мель в шторм. Большинство происшествий на Балтике, к счастью, обходится без разливов, но опасность не столько в статистической вероятности аварии с крупным разливом, сколько в угрозе разлива для экологии закрытого водоема – Балтийского моря. Из пяти самых крупных разливов на Балтике два приходятся на период с 2001 года - Baltic Carrier в 2001-м, разлив 2700 тонн, Fu Shan Hai в 2003-м, разлив 1200 тонн. На сегодня Балтийское море является одним из самых оживленных водных путей в мире, на долю Балтики приходится более 15% мировых морских грузовых перевозок. По данным AIS, в прошлом году в Балтийском море было 56000 судов, из них 60% сухогрузы, 18% пассажирские суда и паромы, 17% танкеры. В любой данный момент в Балтийском море находится в среднем 2000 судов, а согласно прогнозам, грузооборот Балтики вырастет с настоящих 500 миллионов тонн до миллиарда к 2015 году. Особенно пугает экологов рост перевозок нефти и нефтепродуктов, в настоящее время перевозится порядка 170 миллионов тонн, к 2015 году этот обьем вырастет на 40%. Вырастет и средний размер танкеров, перевозящих на Балтике нефть – станет больше танкеров вместимостью 100-150 тысяч тонн. Морской бюллетень