Новости - Катастрофы и аварии



12.11.2008 - Состоялось заседание совместной российско-украинской группы по ликвидации последствий

чрезвычайной ситуации в Керчинском проливе В ходе заседания было отмечено, что угрозы вторичного загрязнения прибрежной территории нет. 11 ноября 2007 года при значительном скоплении судов на рейдовом перегрузочном комплексе в условиях непредсказуемого, аномального шторма возникла чрезвычайная ситуация природно-техногенного характера, в результате которой затонули суда под российским флагом «Нахичевань», «Вольногорск» и «Ковель» (погибли 4 человека, 4 человека пропало без вести).

Танкер «Волгонефть-139» переломился на две части, в результате произошло загрязнение окружающей среды. В море из танкера вылилось более 2 тыс. тонн мазута, а из затонувших судов более 6,5 тыс. тонн серы вымыто в море. Общая площадь загрязнения морской поверхности в акватории Черного и Азовского морей составила более 664 км2. Общая протяженность береговой линии подвергшейся загрязнению нефтепродуктами составила около 183 км. Немедленные действия Минтранса России, Росморречфлота и подведомственных им организаций позволили существенным образом сократить возможные последствия природной аномалии. В результате аварийно-спасательных работ, проведенных в условиях жестокого шторма спасено 35 членов экипажей, потерпевших катастрофу судов, кроме 8 членов экипажа судна «Нахичевань» (найдено 4 тела погибших и 4 члена экипажа считаются без вести пропавшими); ликвидирована угроза разлива мазута из кормовой части т/х «Волгонефть-139», получивший серьезные повреждения танкер «Волгонефть-123» заведен в порт Кавказ и ошвартован у причала; более 100 судов выведены в безопасное место. В соответствии с указанием Председателя Правительства Российской Федерации Минтрансом России была создана Межведомственная комиссия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в Керченском проливе, и выяснению причин аварийных случаев с судами (далее Комиссия). Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1606-р от 14.11.2007 г. был утвержден Российский состав совместной российско-украинской рабочей группы по преодолению последствий стихийного бедствия, разлива нефтепродуктов и предупреждению загрязнения акватории и побережья Керченского пролива. Председателем российской части рабочей группы был назначен Король Б.М. - заместитель Министра транспорта Российской Федерации. К настоящему времени осуществлен подъем затонувшей носовой части танкера «Волгонефть-139», в основном закончена очистка пострадавшей береговой черты, утилизирована большая часть загрязненного мусора. Комиссией установлено, что основной причиной трагедии явились аномальные погодные условия в Керченском проливе (существовала низкая вероятность появления ветров штормовой силы - вероятность возникновения ветров максимальной силы 2% обеспеченности в режиме повторяемости 1 раз в 50 лет до 26,6 м/сек юго-западных направлений), что создало иллюзию отсутствия рисков при эксплуатации судов смешанного (река-море) плавания. Аномальные для данного района и сезона штормовые погодные условия (ветер – южный до 35,0 м/сек; высота волны – до 7 м) застали врасплох скопившиеся на рейде суда. Вместе с тем, для предотвращения подобных последствий принят целый ряд организационных и административных мер. В частности система расстановки судов в Керченском проливе не дает возможности скопления судов его южной части, как это было 11 ноября 2007 года. Для своевременного и полного финансового обеспечения аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов приняты меры к достаточному страховому покрытию этих рисков. Речные судоходные компании подключили свои суда к системе глобального мониторинга судов «Виктория», разработали и внедрили более эффективную систему управления безопасностью судоходства, включая более тщательную оценку прогноза погоды в районах плавания судов. Минтрансом России предпринят и ряд мер по совершенствованию нормативного регулирования вопросов безопасности мореплавания. Так начата работа по разработке законопроекта о защите морей и рек от загрязнения опасными веществами, Правительством Российской Федерации по инициативе Минтранса России приняты поправки в положение о лицензирование деятельности по перевозке грузов, разработаны правила оказания услуг по перевалке грузов с судна на судно в морских портах России. Кроме того ведется активная работа с украинскими партнерами по разработке согласованных правил плавания в Керченском проливе. Минтранс России предпринимает и другие меры во взаимодействии с Ассоциацией судоходных компаний, Союзом российских судовладельцев по обеспечению безопасного и эффективного судоходства на морях и реках России. Пресс-служба Минтранса России