Новости - Катастрофы и аварии



07.10.2008 - Faina - пат

Ситуация с Faina стала патовой. С одной стороны пираты, требующие немыслимо (об этом ниже) большой выкуп и полагающие, что необычный груз Faina эту сумму оправдывает. С другой стороны судовладелец (оператор) – одесская Tomex Team, которой даже сняв последнюю рубашку, такую сумму не собрать.

При этом, как мне стало известно из информированных источников, судно и груз застрахованы, окончательный получатель груза – Кения (никакой не Южный Судан), и главная задача оператора, это спасение экипажа. Надо учитывать и то, что страхование Faina не окупит и близко требуемый пиратами выкуп. То есть оператор сможет собрать деньги более или менее в пределах страховки, но никак не выше. По имеющимся у меня сведениям, предлагаемые на сегодня страхования от пиратства не превышают 2-3 миллионов долларов. Есть еще и третья (четвертая, пятая и т.д.) сторона – это различные страны, в той или иной степени, тем или иным образом заинтересованные в грузе Faina и/или в скорейшем решении проблемы, освобождении судна любым путем. Страны региона, Восточной Африки, успокоились поняв, что опасный груз Faina не попадет в руки тех, кто сможет натворить с этим грузом очень много бед. Танки и боеприпасы, даже если их выгрузят, не смогут уйти вглубь страны и использоваться по их прямому назначению. Либо на этапе выгрузки, либо на этапе перевозки по территории Сомали, они будут уничтожены, над Faina муха не пролетит, чтобы об этом не узнали окружающие судно военные корабли. Если под угрозой расправы с экипажем пираты смогут беспрепятственно выгрузить груз, он будет гарантировано уничтожен в пути его дальнейшего следования. Пираты не могут этого не понимать. Более того, пираты наверняка прекрасно понимают, что и при достижении договоренности и выплаты выкупа, им потребуются гарантии безопасного схода на берег, их могут запросто расстрелять вместе с деньгами уже на берегу, как это произошло при освобождении французской яхты весной этого года. Военным, задействованным в в деле Faina, и тем, кто еще будет задействован (например, сторожевик Неустрашимый), по большому счету все равно, силовая попытка освобождения судна или мирная договоренность. Но все-таки я уверен, что многим военным хотелось бы попробовать, что это за штука такая – силовой захват судна (примеров а значит, опыта очень мало, лично я просто не знаю ни одного), и что из нее получится. Хочется проверить и выучку бойцов спецназа, и кое-какие новые технологии, о которых я услышал странные, впечатляющие и весьма противоречивые мнения. Нам, представителям морской отрасли, родственникам моряков на борту Faina, просто обычным думающим людям, хочется мирного и более-менее гарантировано безопасного освобождения. А таковым может быть только одно – договоренность, выкуп, сход пиратов с борта судна. Но при этом нельзя не понимать и не учитывать следующего. Украина как государство в состоянии, конечно, обеспечить оператора требуемой пиратами суммой, даже может быть, кредитовать, но именно как государство она этого сделать не может. Просто-напросто современные международные отношения этого не позволяют, это прямое пособничество. Более того, если Украина скрытно передаст эти деньги оператору, сам факт выплаты оператором 20 или 30 миллионов, или даже 10-15, станет неопровержимым доказательством ее участия – для тех, кто понимает, что такое судоходство и кто на какие суммы в нем способен, кто чем обладает (пираты прекрасно понимают). Это повлечет за собой стремительный рост сумм требуемых пиратами выкупов в отношении уже захваченных судов и тех, что будут захвачены, в пиратство бросятся с еще большим энтузиазмом не только нищенствующие обитатели прибрежных сомалийских деревень, но и международные конкистадоры – при таких выкупах, одним захватом можно обеспечить себя на всю жизнь. По моим подсчетам, ожидать обуздания пиратства в регионе Аденского залива и вод Сомали можно не ранее конца декабря, а за это время много чего еще можно натворить. Если пираты увидят, что за судно можно получить на порядок больше, то будьте уверены, в это дело пойдут куда более серьезные люди, и чтобы с ними справиться, одного патрулирования в Аденском заливе окажется недостаточно, потребуется оккупация всей Сомали или ее прибрежной зоны, а это тысячи миль. Мне стало известно, что в Киеве идет или намечается пикетирование правительства с требованием вмешаться в ситуацию и помочь морякам. В пикетировании принимают участие родственники членов экипажа и вроде бы они являются его организаторами. Хочу сказать, что требование к правительству вмешаться может привести совсем не к тому результату, на который расчитывают родственники. К прямо противоположному. Потому что еще раз повторюсь – вмешаться даже как посредник в переговорах, государство категорически не может. Обеспечить требуемую пиратами сумму оно также не может, этого не скрыть самой суммой выкупа. И вмешаться оно может только одним крайне нежелательным путем – обеспечить своими силами, или силами других сторон, силовой захват с понятными для моряков последствиями. Требование пиратами выкупа в 20 миллионов долларов столь же нереально, сколь нереален выкуп в 30 миллионов, или 15, или 10, или 7. Надо исходить из возможностей оператора, и кстати насчет стоимости груза Faina – а были в плену у пиратов и немногим менее дорогие грузы, стоимостью в районе 20-25 миллионов, и все равно выплачивалось некое среднее, обозначившееся в этом году, от нескольких сот тысяч до максимум двух миллионов долларов. Поэтому вся надежда сейчас – на донесение до сознания пиратов реальности ситуации, невозможности их требований, необходимости согласиться на то, что фактически им может быть выплачено плюс гарантии их безопасного схода на берег.