Новости - Катастрофы и аварии



03.07.2008 - Лоцманские услуги в крупных портах хотят передать ФГУП "Росморпорт"

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который оставляет право предоставления лоцманских услуг в крупнейших портах только ФГУП "Росморпорт" и закрывает этот рынок для частных операторов. Частные лоцманы считают, что под предлогом обеспечения безопасности их выдавливают с рынка, а "Росморпорт" обвиняют в демпинге.

Согласно проекту поправок в Кодекс торгового мореплавания, внесенных в Госдуму правительством, частные компании лишаются права предоставлять лоцманские услуги в портах, имеющих смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей, а также в портах, где перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота. Как пояснили "Ъ" в Ассоциации морских лоцманов (АМЛ), после принятия поправок частные лоцманские службы не смогут работать в подавляющем числе российских портов. "Фактически любой российский порт осуществляет значительный объем перевалки нефтепродуктов, в портах, где осуществляется так называемый "северный завоз", перевалка мазута составляет основной его объем",— говорит вице-президент АМЛ Виктор Рябоконь. "Действительно, частные операторы лишатся возможности работать в крупнейших портах", — подтвердили "Ъ" во ФГУП "Росморпорт", управляющем государственным портовым имуществом. "Росморпорт" — единственная государственная организация, которая оказывает лоцманские услуги судовладельцам в морских портах. В "Росморпорте" убеждены, что ограничения правомерны. "Государство вправе ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов в тех местах, где должна обеспечиваться национальная безопасность",— говорит источник в "Росморпорте". Лоцманы "Росморпорта" не менее профессиональны, чем лоцманы частных компаний, говорит он. По словам собеседника "Ъ", для работы частных лоцманов останутся небольшие порты. Согласно оценке АМЛ, объем рынка лоцманских услуг в морских портах составляет около $80 млн. Наряду с другими портовыми сборами, которые уплачиваются судовладельцами при заходе и выходе судов в российских портах, лоцманский сбор регулируется Федеральной службой по тарифам. Виктор Рябоконь считает инициативы государства тревожным прецедентом. "Сегодня из портов выгонят частных лоцманов, а завтра, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности, переведут на государственные организации, например, бункеровку или другие услуги в порту",— говорит глава АМЛ. Сейчас, по его словам, "Росморпорт" получил от ФСТ право произвольно уменьшать тарифы лоцманского сбора, что позволяет ему демпинговать на рынке. Главный редактор агентства Portnews Надежда Малышева считает законопроект правильным. "Лоцманская проводка — очень ответственное дело, государство обязано гарантировать безопасность и надежность предоставления этой услуги",— полагает госпожа Малышева. С ней не согласен глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. "Никакой гарантии того, что государственный лоцман будет работать лучше, чем частный, нет",— говорит он. По его мнению, вопросы безопасности преимущественно зависят от человеческого фактора, а происшествия случаются чаще всего тогда, когда лоцмана вообще нет на борту судна. Господин Безбородов считает, что, выдавливая частных лоцманов с рынка, государство только создает дополнительную нагрузку на федеральный бюджет. Алексей Ъ-Екимовский Комментарий: Что тут сказать? Все идет своим естественным чередом. Все монополизируется и госкорпорируется. Лично я как не понимал, с точки зрения дела, зачем нужен Росморпорт, так и не понимаю. Но стремление Росморпорта взять под себя все, с точки зрения организации, понимаю. Возьмет, ну и что? Почти 60% грузооборота портов России, это налив. Нефть я не считаю за груз, равно как и показатели нефтетерминалов не считаю показателями работы российских портов. Вон в Нигерии такое творится, что мы по сравнению с ними смотрится курортом по сравнению с зоной строгого режима, и ничего, вывозят. Нефть – пока нет других источников, альтернативы или поставок, вывезут любой ценой. Будут там портовые сборы нормальные или вдесятеро выше, будут там лоцманы монополизированы или в спектре, за нефть можно не волноваться. Прочие грузы наших портов также частично зависят от нефти. Так, импортные грузы покрывают ущерб от хозяйственной деятельности Росморпорта повышением стоимости для конечного потребителя, а так как конечный потребитель тоже что-то от нефти отщипывает или за ее счет и живет, то в целом нефтедоллар позволял, позволяет и какое-то еще время будет позволять всякие разные шалости, от неумеренного роста госаппарата до Росморпорта и ОСК. Прочел как-то недавно результаты опроса молодежи – куда они стремятся, в частный бизнес или в госструктуры. Большинство, в отличие от 90-х, стремится в госструктуры. Много получать и ни за что не отвечать. Как только разразится кризис (а он ведь все равно разразится, столько-то усилий прилагать, чтобы не минула нас чаша сия), или нефть упадет в цене, так сразу молодежь раздумает честно трудиться на ниве государственной службы, и устремится в неправедные частники. А все эти карточные домики госкорпораций и объединений рухнут, и произойдет то, что беспрерывно по кругу происходит – позовут на помощь старого доброго частника. Если говорить о государственных и общественных интересах, то ничего хорошего в этом вечном цикле наступания на грабли нет, но кто о них говорит, покажите? Реветь с трибун про величие это одно, а реально об интересах, тем более долгосрочных, беспокоиться, это совершенно другое. Цикл у нас сейчас такой, господа. Нефтезапой. А запой прекращается либо с окончанием водки, либо – при минимуме ответственности и воли – с пониманием, что еще немного, и того-с, скоропостижно. Морской бюллетнь