Новости - Катастрофы и аварии



24.04.2008 - Скандал вокруг доклада MAIB по итогам расследования аварии MSC Napoli

Результаты расследования обстоятельств аварии контейнеровоза MSC Napoli, опубликованные на этой неделе Отдела расследований морских происшествий Англии MAIB, наделали много шуму и наделают еще больше, волна только-только пошла. Вкратце суть в том, что расследование пришло к очень тревожному выводу – «причиной аварии стали, скорее, проектные недостатки, чем строительные или состояние корпуса на тот момент».

MAIB считает, что видимо, необходимо пересмотреть существующие правила и требования к проектированию контейнеровозов. В расследовании говорится, что в проекте судов типа Napoli не расчитана должным образом прочность при продольном изгибе, неизвестно, к какому результату приведут волнообразные колебания корпуса на волне или при ударе волн. Если бы оператор судна знал о возможных рисках при существующей недостаточной прочности корпуса, то аварии можно было бы избежать. Не исключено, что ее можно было бы избежать, если бы контейнеровоз снизил скорость. Было исследовано 1500 контейнеровозов, 12 имеют недостатки, аналогичные Napoli, и следовательно, являются потенциально аварийными. В немалой степени повышенному риску контейнеровозов способствует разница между заявленным и фактическим весом контейнеров. MAIB обратился в Международную палату судоходства и Всемирный совет судоходства, последние начали работу по созданию кодекса хорошей практики для линейного судоходства, в том числе проектирования контейнеровозов. Особое внимание MAIB рекомендует уделить расчетам продольной прочности вообще и при волнообразных колебаниях корпуса в частности; знанию фактического веса контейнеров при их погрузке; необходимости следования с безопасной скоростью в условиях шторма и сильного волнения. Свои выводы сделало DNV – они считают, что по большому счету, авария Napoli не является характерной для контейнеровозов, хотя для определенного небольшого числа действующих контейнеровозов требуются сюрвей и какие-то меры по повышению безопасности, в связи с их конструктивными недостатками. Кроме того, DNV предлагает всем членам Ассоциации квалификационных обществ International Association of Class Societies (IACS) принять участие в разработке и принятии единых требований к проектированию контейнеровозов. DNV имеет непосредственное отношение к происшедшему – Napoli имел класс DNV, и общество принимало участие в аварийно-спасательных работах и расчетах. Нагрузки на корпус превысили допустимые, конструкция получила трещины в районе МО, чуть к корме за носовой переборкой МО. Ни один контейнеровоз, имеющий класс DNV, в результате аварии Napoli не был выведен из эксплуатации, хотя нескольким судам и потребовалось усиление корпуса. Комментарии: Озабоченность DNV понятна, однако они не сильно преувеличили, описывая состояние дел с контейнеровозами в целом, как более, чем удовлетворительное. Если повнимательнее почитать расследование MAIB, то собственно, приходишь почти к такому же выводу. Тут дело в том, что СМИ устроили буквально скандал. Financial Times, например, обозвала линейный сектор в целом как ненадежный – суда ходят перегруженными на повышенных скоростях, и в любой момент могут к черту переломиться. Причем газета пишет, что именно к такому выводу и пришли следователи MAIB. Когда читаешь доклад MAIB, то понимаешь, откуда и что именно выдрали журналисты, чтобы прийти к желательному для них сенсационно-скандальному выводу. Советую посмотреть и почитать сам доклад: http://www.maib.gov.uk/cms_resources/Napoli.pdf Боюсь, что СМИ, если в ближайшие дни не произойдет какой-нибудь иной сенсации, ухватятся за эту и раздуют дело из ничего. Схема известна. СМИ нагнетают страхов, политики, мучимые отстутствием жареного и публичности, полезут на трибуны и к микрофонам с гневными обличениями и требованиям принять меры и положить конец, парламентарии с радостным урчанием примут полностью или частично дурацкие законы, и в результате взлетят вверх фрахт, стоимость строительства и ремонта, эксплуатационные расходы. Но общественность, платя (пусть и не очень ощутимо) больше за практически все виды покупаемых ею товаров, будет довольна – во, как можем. Осадили жадных и готовых на все ради прибыли судовладельцев! В конечном счете, осадят свои кошельки, но это мало кому приходит в голову. Морской бюллетень