Новости - Информация минтранса



26.03.2008 - Об основных итогах социально – экономического развития транспортного комплекса

Тезисы доклада Министра транспорта РФ И.Е. ЛЕВИТИНА на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта РФ 24 марта 2008 г.

Об основных итогах социально – экономического развития транспортного комплекса, геодезии и картографии в 2007 году, задачах на 2008 г. и среднесрочную перспективу до 2010 г. Выдержки: В 2007 году дальнейшее развитие получили процессы интеграции России в мировую транспортную систему. Объем перевалки грузов через морские торговые порты России вырос на 7% и достиг 451 млн. тонн, что на 12% превышает максимальный объем перевалки грузов портами Советского Союза в 1989 году. Объем перевозки транзитных грузов в транспортном комплексе увеличился на 30 % и составил 28 млн. тонн. Основной прирост перевозок транзитных грузов достигнут на железнодорожном транспорте. Доходы от экспорта транспортных услуг в отраслях транспортного комплекса за январь – сентябрь прошлого года возросли по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 16,5 % и составили 7,2 млрд. долларов США. Количество прибыльных организаций транспортной отрасли увеличилось в 2007 году на 8% и достигло 66% от общего их числа. Это свидетельствует о возросших возможностях транспортных организаций по развитию, обновлению основных фондов за счет собственных источников финансирования. По состоянию на 1 ноября 2007 года, прибыль до налогообложения увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 года почти в 2 раза и достигла 216,8 млрд. рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата в транспортном комплексе в 2007 году увеличилась на 25% и составила 18 тыс. рублей, что на 33% выше, чем в целом по России. Налоговые поступления в федеральный бюджет от деятельности транспортного комплекса составили 213,6 млрд. рублей. Главной целью развития инфраструктуры морского транспорта является создание прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему. С участием морских портов осуществляется около 60 процентов внешнеторгового грузооборота России. Ключевым элементом нормативного правового регулирования деятельности морских портов стал, принятый в 2007 году, Федеральный закон о морских портах. В 2008 году объемы бюджетного финансирования по подпрограмме «Морской транспорт» по сравнению с 2007 годом увеличатся на 47 процентов и составят 9,3 млрд. рублей. При этом, следует отметить, что на 1 рубль бюджетных средств приходится около 8 рублей внебюджетных средств. В 2008 году планируется проведение мероприятий по организации и обеспечению строительства и реконструкции перегрузочных комплексов в портах Мурманск, Усть-Луга, объектов в портах Оля, Махачкала, Новороссийск, Восточный. Для формирования задела на будущие годы планируется завершить разработку проектов на реконструкцию и строительство объектов в портах Выборг, Мурманск, Санкт-Петербург, Ванино. Важным событием текущего года станет завершение строительства железнодорожного паромного комплекса в Балтийске, а также автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в порту Усть-Луга, что позволит обеспечить надежную связь морем между Калининградской областью и остальной территорией России. В прошлом году вступил в строй атомный ледокол «50 лет Победы», который обеспечивает проводку судов в западном секторе Арктики. Планируется завершить разработку технического проекта для строительства линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт, а также будет продолжена работа по созданию универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт. В текущем году будет завершено строительство двух дизель-электрических ледоколов для Финского залива. Важным направлением развития портовой деятельности является создание портовых особых экономических зон в морских и речных портах на территории Российской Федерации. Реализация мероприятий по развитию инфраструктуры морского транспорта позволит увеличить объем перевалки грузов в российских портах в 2008 году до 475 млн. тонн, что в два с половиной раза превышает объемы работ в начале 90-х годов. С учетом интенсификации перевозок грузов через морские порты особое значение приобретает обеспечение безопасности мореплавания на подходах и в зоне ответственности Российской Федерации. В связи с этим необходима реализация соответствующих мероприятий по развитию системы ГЛОНАСС, совершенствованию нормативного правового регулирования, усилению государственного контроля и надзора в этой сфере. Особое внимание в ближайшие годы должно уделяться реализации Закона о Российском международном реестре судов. На сегодняшний день в реестре зарегистрировано 197 судов общим дедвейтом около 830 тысяч тонн. Для достижения ощутимых результатов по привлечению флота под российский флаг потребуется не менее 3-5 лет. Это связано, в первую очередь, с необходимостью погашения кредитных обязательств российских судоходных компаний перед иностранными банками, взятых в связи с постройкой и приобретением нового флота. Внутренние водные пути Российской Федерации имеют протяженность около 102 тыс. км. По ним обеспечивается транспортное обслуживание 68 субъектов Российской Федерации. За последние несколько лет произошло значительное увеличение объемов перевозок внутренним водным транспортом. В 2007 году объемы перевозок и пассажиров по сравнению с 2006 годом увеличились почти на 10 процентов. На 18 процентов увеличился объем перевалки грузов в речных портах. В районы Крайнего Севера водным транспортом отправлено 29 млн. тонн грузов, что на 7 процентов больше 2006 года. Все предъявленные к перевозке грузы были доставлены в установленные сроки. В целях повышения надежности и пропускной способности внутренних водных путей в 2008 году предусмотрено выполнение работ по реконструкции и капитальному ремонту гидросооружений, находящихся в аварийном и предаварийном техническом состоянии. В 2008 году планируется ввод в эксплуатацию второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла, в результате будет ликвидирован один из трех лимитирующих участков на внутренних водных путях, что позволит обеспечить безопасность судоходства и увеличить пропускную способность на данном участке с 10 до 14 млн. тонн груза в год. В целях повышения эффективности управления внутренними водными путями должна быть продолжена работа по разграничению выполнения административных и хозяйственных функций в этой сфере деятельности. Важным направлением деятельности Министерства по развитию транспортной инфраструктуры на ближайшие годы станут мероприятия по обеспечению г. Сочи в период подготовки и проведения ХХП Зимних олимпийских игр. Должно быть построено свыше 5 тысяч погонных метров причальных сооружений, более 100 километров новых железнодорожных линий, более 75 километров новых федеральных дорог, порядка 20-ти автодорожных развязок и 20-ти автомобильных тоннелей, другие объекты. Работа по указанному направлению будет развернута в текущем году. Также в этом году, начнется осуществление мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Владивостока в связи с проведением в этом городе в 2012 году саммита АТЭС. Сложилась тенденция снижения аварийности на морском и речном транспорте. При этом, основной причиной аварий с морскими судами, в том числе и аварии в Керченском проливе, стал человеческий фактор. Основными задачами Ространснадзора должны стать увеличение объема предупредительных мероприятий при повышении качества работ по лицензированию, аттестации и сертификации. Необходимо установить жесткий контроль за соблюдением эксплуатантами транспортного законодательства, продолжить внедрение Единой информационно – аналитической системы государственного контроля и надзора. Также, в рамках реализации мероприятий по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы будут осуществляться мероприятия ФЦП «ГЛОНАСС» по созданию высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации». В 2007 году на базе высших учебных заведений создано 7 вертикально-интегрированных образовательных комплексов на водном транспорте и 5 на железнодорожном.