Новости - Информация минтранса



14.05.2008 - Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина на шестом Конгрессе Международной ассоциации капитанов

13 мая 2008 года, Санкт-Петербург Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации уделяют серьезное внимание вопросам развития морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры.

В нашей стране с участием морского транспорта осуществляется до 60% внешнеторгового оборота. В послании Президента России Федеральному Собранию была подчеркнута важность устранения ограничений инфраструктурного характера в социально-экономическом развитии страны, в том числе в сфере морских портов и внутренних водных путей. Объем перевалки грузов в морских портах России в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом на 7,2% и составил 451 млн. тонн. За период с 2000 по 2007 гг. объем грузопереработки в 62-х портах страны увеличился более чем в 2 раза, превысив максимальный суммарный грузооборот всех портов Советского Союза по состоянию на 1992 год. В России ведется систематическая работа по совершенствованию национального законодательства в сфере морского транспорта, и, в частности, в области обеспечения безопасности мореплавания. С 2004 года в соответствии с требованиями Международной конвенции об охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 и Международным кодексом об охране судов и портовых средств все суда под Государственным флагом Российской Федерации, совершающие международные рейсы, и портовые средства, работающие с этими судами и судами под иностранными флагами, выполняют международные требования в области защиты от незаконных действий, имеют одобренные планы охраны и установили технические средства мониторинга и противодействия нападению на них и предотвращения использования морского судоходства в террористических целях. Важным дополнением к международным требованиям в этой сфере стало принятие в 2007 году Закона «О транспортной безопасности» В ноябре 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации», предусматривающий ряд принципиальных нововведений. Так, он закрепляет цели государственного регулирования деятельности в морских портах (обеспечение безопасности, комплексного развития, равного доступа к услугам и др.), а также способы его осуществления; определяет порядок установления и изменения границ акватории и территории морского порта. Закон о портах также устанавливает систему административно-властных государственных функций в портах, в том числе в части обеспечения безопасного плавания и стоянки судов. В соответствии с законом капитан порта возглавляет администрацию морского порта и фактически является основным представителем морских властей в порту. Особое внимание в стране уделяется развитию технических средств обеспечения безопасности мореплавания. За последние годы в России созданы и модернизированы системы управления движением судов, охватывающие районы с наиболее интенсивным судоходством во всех регионах. Эта работа проводится, в том, числе и в сотрудничестве с соседними странами и регионами. Уже несколько лет успешно эксплуатируется межгосударственная система мониторинга судов в Балтийском море в рамках международной организации ХЕЛКОМ, в дополнение к которой функционирует трехсторонняя (Россия, Эстония, Финляндия) система судовых сообщений в Финском заливе ГОФРЕП. В заливе Петра Великого создана региональная система управления движением судов на основе интеграции систем СУДС, АИС и ГМССБ, которая охватывает все важнейшие порты Приморья. Ведется работа по созданию региональной системы мониторинга судов на основе АИС в Черном море. В России успешно эксплуатируются глобальная автоматизированная система мониторинга и контроля за местоположением судов в мировом океане «Виктория», основанная на определении места судна при помощи спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Система «Виктория» послужит основой для создания национального российского сегмента глобальной системы дальней идентификации и контроля движения судов, внедряемой на обязательной основе Международной морской организацией в 2008 – 2009 годах. Учитывая достижения России в этой сфере, Комитет по безопасности на море ИМО принял предложение Минтранса России о создании в России глобального резервного сервера обмена данными в системе дальней идентификации и контроля движения судов. Мы понимаем, что технические средства обеспечения безопасности мореплавания не стоят на месте, появляются новые методы обнаружения судов, эксплуатирующаяся в настоящее время техника требует замены и модернизации. Морская составляющая проекта Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)" предусматривает строительство новых и реконструкцию действующих объектов систем управления движением судов, Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам Российской Федерации, станций приема и обработки информации Международной системы поиска и спасания «КОСПАС-САРСАТ». Техническое освидетельствование морских судов на соответствие применимым требованиям международных морских конвенций осуществляется классификационными обществами с выдачей предусмотренных конвенциями и российским законодательством свидетельств. До 2007 года для российских судов единственным классификационным обществом, уполномоченным производить освидетельствование, являлся Российский морской регистр судоходства. Для реализации положений Кодекса торгового мореплавания в отношении Российского международного реестра судов Минтрансом России по поручению Правительства Российской Федерации подписано соглашение с Германским Ллойдом на проведение освидетельствований судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Ведутся консультации с другими классификационными обществами - членами Международной ассоциации классификационных обществ, на предмет заключения аналогичных соглашений. В России уделяется серьезное внимание непрерывному контролю за состоянием российских судов, их соответствием международным требованиям. У нас создана система государственного контроля за судами, включая инспектирование судов службами капитанов морских портов, автоматизированный учет результатов инспектирования и принятие мер к нарушителям. В России созданы и успешно эксплуатируются на протяжении ряда лет два международных информационных центра государственного портового контроля (для Азиатско-Тихоокеанского и Черноморского регионов). Результаты инспектирования российских судов в иностранных портах позволяют оценить выполнение российскими судами международных требований в области безопасности мореплавания. Последние 8 лет наблюдается положительная тенденция в оценке иностранными инспекторами состояния российских судов. Благодаря мерам, предпринятым Минтрансом России, по итогам 2006 года Россия как государство флага включена в «белый» список Токийского меморандума и итогам 2007 года получен подобный результат в Парижском меморандуме. Уважаемые участники Конгресса! Осознавая, что морской транспорт является самым интернациональным видом транспорта, мы поддерживаем любые формы сотрудничества в сфере морского транспорта, как на региональном, так и на глобальном уровне. Ассоциация капитанов портов является ярким примером успешного взаимодействия представителей различных стран в деле эффективного обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды. Я желаю вам успешной и плодотворной работы, приятного пребывания в Санкт-Петербурге и надеюсь что вы внесете существенный вклад в дальнейшее развитие сотрудничества портов. Благодарю за внимание. Морской бюллетнь