Новости - Новости судостроения



16.10.2012 - ОСК ищет свободы на Каспии – материал газеты

Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) начала создание первой судостроительной особой экономической зоны (ОЭЗ) — она может появиться в Астраханской области.

Зоны предусмотрены законом о поддержке судостроения, который был принят год назад. Но, по мнению источников "Ъ" в отрасли, в других регионах создать их будет значительно сложнее из-за позиции местных властей и несовершенства законодательства. В Астраханской области это стало возможным благодаря крупным шельфовым проектам. Президент ОСК Андрей Дьячков и губернатор Астраханской области Александр Жилкин подписали соглашение о сотрудничестве, которое предполагает создание в регионе ОЭЗ промышленно-производственного типа, ориентированной на судостроение. Из презентации ОСК (есть в распоряжении "Ъ") следует, что новая ОЭЗ создается под предприятия группы «Каспийская энергия» (переименована в «Росшельф»), контроль над которой корпорация получила в 2011 году. Зона будет состоять из трех участков. Первый планируется создать на базе завода «Лотос», второй и третий — на базе двух предприятий, входящих в Астраханское судостроительное производственное объединение,— Головной верфи и судостроительного завода имени IIIИнтернационала. Кроме того, резидентами зоны должны стать сервисный дивизион «Каспийской энергии» «Крейн Марин Контрактор» и контрактодержатель «Каспийская энергия Проекты». Управляющей компанией ОЭЗ может стать Южный центр судостроения и судоремонта ОСК. На первом этапе ОСК планирует вложить в ОЭЗ не менее 120 млн. руб. До конца октября корпорация рассчитывает сформировать бизнес-план работы верфей в рамках ОЭЗ, затем заявку на ее создание должен подготовить регион. ОСК покупала «Каспийскую энергию», у которой есть компетенции по строительству буровых платформ и техника для их обслуживания, под крупные проекты по освоению нефтяных месторождений Каспия. В конце 2011 года "Каспийская энергия" получила от ЛУКОЙЛа новый заказ на строительство буровой стационарной платформы для нефтяного месторождения имени Филановского стоимостью около 14 млрд. руб. В презентации ОСК говорится, что для офшорныхпроектов в Каспийском море до 2020 года потребуется до 150 платформ и судов обеспечения. Зоны предусмотрены федеральным законом о поддержке судостроения и судоходства, который был принят в конце 2011 года. По сути, судостроительная ОЭЗ мало чем отличается от обычной промышленной: ее резиденты освобождаются от уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество с момента регистрации. Отличие состоит лишь в том, что резиденты судостроительной зоны не будут платить налоги на имущество и землю десять лет, тогда как в остальных зонах этот срок составляет пять лет. Готовая продукция, произведенная на территории зоны, не облагается НДС. Кроме того, резиденты зоны не платят таможенные пошлины при ввозе оборудования и комплектующих на ее территорию. Это первая попытка ОСК создать ОЭЗ, в дальнейшем они должны появиться в Калининградской, Ленинградской, Архангельской областях и на Дальнем Востоке. По данным источников "Ъ" на рынке, судостроительная зона может быть создана и в Нижегородской области — она нужна Окской судоверфи, которая входит в UCL HoldingВладимира Лисина. «Но пока проект в Астраханской области самый живой,— отмечает источник "Ъ" в отрасли.— В других регионах, где нет крупных шельфовых проектов, создать подобные зоны сложнее, поскольку местные власти меньше заинтересованы в этом, в том числе из-за выпадающих доходов». Кроме того, по словам собеседника "Ъ", в итоговой версии закона понятие судостроительной зоны «существенно сузилось» — получать этот статус приходится в обычном для всех ОЭЗ порядке, хотя "изначально планировалось сразу законодательно зафиксировать девять судостроительных зон с более широкими преференциями». «Вопреки ожиданиям создание первой судостроительной ОЭЗ инициировала не частная Окская судоверфь, а ОСК»,— отмечает Надежда Малышева из PortNews. Она объясняет это не только шельфовыми проектами на Каспии, но и тем, что «резиденты должны осуществить значительные инвестиции в предприятия зоны — и «Лотос» действительно нуждается в них, тогда как Окской судоверфи масштабные вложения нужны меньше». В то же время, по мнению эксперта, из-за «несовершенства закона и бюрократических сложностей» создание астраханской ОЭЗ может потребовать более года. Егор Попов http://www.kommersant.ru/doc-y/2044845