Новости - Новости судостроения



28.02.2023 - Стартовало строительство первого в мире ледокола на метаноле

Ультрасовременный ледокол с непревзойденной энергоэффективностью станет первым в мире ледоколом, готовым к работе на метаноле.

Разработка балтийского вспомогательного ледокола нового поколения перешла к следующему этапу. Конструкция Aker ARC 130 S была доработана в тесном сотрудничестве со Шведской морской администрацией (SMA) и оптимизирована для ледокольных нужд Швеции.

Решение о строительстве как минимум двух новых ледоколов для Швеции было принято в декабре 2022 года. Первое судно планируется сдать в 2026 году, а второе – примерно через год.

В настоящее время SMA оценивает верфи, у которых есть опыт и возможность строить суда. Эта оценка должна быть готова в феврале 2023 года.

Первоначальная концепция была подготовлена с возможностью адаптации конструкции под различные альтернативные виды топлива. После того, как Швеция выбрала возобновляемый метанол в качестве будущего экологичного топлива для своих ледоколов следующего поколения, конструкция была доработана, чтобы учесть особые требования к метанольному топливу и максимально достижимое время автономной работы во время вспомогательных ледокольных операций.

Однако, поскольку производители двигателей неустанно работают над совершенствованием технологии как можно быстрее, а в Швеции реализуются различные проекты заводов по производству био- и е-метанола, вполне возможно построить ледоколы непосредственно для использования биометанола.

Шведские ледоколы станут первыми ледоколами, работающими на метаноле, и, возможно, первыми в мире ледоколами, работающими на метаноле. Это продолжает тенденцию балтийских ледоколов в качестве технических пионеров, предыдущим из которых был финский ледокол Polaris, первый в мире ледокол, работающий на СПГ.

Polaris и два российских ледокола, «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» были введены в эксплуатацию, и все они были частью семейства ледоколов Aker ARC 130, разработанных Aker Arctic.

Есть несколько особенностей, которые отличают этот ледокол от его предшественников, в дополнение к тому, что он не использует стандартное топливо.

Грузовые суда, прибывающие в Балтийское море, увеличиваются в размерах. Суда класса Panamax шириной 32 метра чаще заходят в гавани, нуждаясь в помощи в период зимней навигации.

Соответственно, новые ледоколы смогут создавать каналы переменной ширины до 32 метров. «У нас была возможность попробовать сделать широкий ледовый канал с более узким корпусом корабля в натуральную величину на Polaris, и мы уверены, что обо всех судах, даже шире 32 метров, позаботятся», — добавляет Сандстрём.

Выбранная компоновка силовой установки с тройным азимутом, уже проверенная на Polaris, обеспечит отличные возможности управления.

Чтобы сделать операции по оказанию помощи более безопасными, простыми и эффективными, особое внимание было уделено компоновке и использованию прицепного оборудования.

Основные характеристики были протестированы в ледовой лаборатории Aker Arctic, а также в бассейнах открытой воды SSPA в Швеции для сравнения вариантов и подтверждения результатов.

Сцепная буксировка — распространенный способ сопровождения торговых судов в Балтийском море зимой. Впервые в масштабе модели были проведены испытания на буксировку с близкого расстояния, чтобы сравнить различные решения для буксировки.

Sandström и Broström чрезвычайно гордятся окончательным проектом ледокола и тем, что он будет соответствовать будущим экологическим требованиям.

Равная эффективность операций будет достигнута при использовании либо возобновляемого дизельного топлива (HVO), либо метанола, полученного из возобновляемого сырья.

Компания Aker Arctic сравнила различные будущие варианты топлива для ледоколов.

«Из нашего исследования мы пришли к выводу, что метанол является наиболее выгодной альтернативой топливу с технологической точки зрения и обеспечивает самое длительное время автономной работы, что имеет решающее значение для ледокольных работ», — сказал главный конструктор Туомас Рому, Aker Arctic Technology, - «Другие оцененные альтернативы, такие как аммиак и водород, имеют больше проблем для ледокольных применений».