Новости - Новости судостроения



18.06.2008 - Судостроение Европы задыхается от нехватки кадров

Согласно данным доклада о положении дел в европейском судостроении, сектор отстает от азиатских конкурентов. Напрямую в секторе занято более 150 тысяч человек, нехватка квалифицированных кадров составляет 11000 специалистов в год в течении следующих 5 лет. Вопрос в том, где их взять.

Европейское судостроение переживает свои лучшие времена за последние 40 лет, никогда еще рынок не был более благоприятен. Заинтересованные организации, Community of European Shipyards' Associations (Cesa) и European Metalworkers' Federation (EMF), провели исследование рабочих ресурсов Европы, при поддержке Еврокомиссии. Исследование получило название «Демографические изменения и квалификационные требования в европейском секторе судостроения и судоремонта». В исследовании собраны данные по 14 странам ЕС, из 127500 насчитанных в отрасли рабочих около 100000 заняты в судостроении, 22000 в судоремонте и 5500 в сопутствующих секторах, таких как приборостроение. 103000 (81%) заняты проектными и инженерными работами и различными офисными. Больше всего верфи нуждаются в рабочих, но не просто рабочих, а имеющих высокие уровни образования и квалификации. Например, на верфях Испании, Франции и Финляндии, более 20% занятых имеют степени бакалавра или мастера. Но чем закрыть брешь нехватки рабочих сейчас и в краткосрочном периоде 5 лет? Пока лучший выход – временный подряд квалифицированной рабочей силы из таких секторов, как металлургия и электротехника. При этом все большую остроту приобретает проблема старения, в Португалии например, почти 75% занятых имеют возраст от 40 лет. Такие страны, как Англия, Финляндия, Голландия или Дания, должны предпринять срочные меры по возобновлению трудовых ресурсов, ведь только по уходу на пенсию они потеряют более 20% действующей рабочей силы в течении следующих 10-15 лет. С учетом ухода на пенсию, европейскому судостроению необходимо нанимать новых рабочих в год в количестве не менее 11000 человек, 10% прирост. Особенно сильно нуждаются в новых рабочих верфи Польши и Румынии, из-за большого оттока рабочих за границу. Только в Норвегии работает более 5000 квалифицированных специалистов из Польши. Однако в исследовании отмечается, что миграция носит все-таки временный характер, и ситуация улучшается. Большой потенциал имеется также в привлечении в сектор женщин, которые с успехом могут занимать места в офисах и на некоторых технических должностях. В ркаткосрочный период можно решить проблему рабочей силы наймом за пределами ЕС, однако в долгосрочном надо посмотреть правде в глаза и решать проблему в пределах ЕС, при том, что требования к квалификации в судостроительном секторе – одни из самых высоких по промышленности в целом. Tradewinds