Новости - Новости судостроения



20.01.2016 - Невский завод заложил третье аварийно-спасательное судно арктического плавания проекта MPSV12

На Невском судостроительно-судоремонтном заводе 16 декабря прошла закладка третьего многофункционального мелкосидящего аварийно-спасательного судна-буксира арктического плавания проекта MPSV12 (строительный номер 1203).

Заказчик - ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» Росморречфлота Министерства транспорта России.

Проектант - Морское инженерное бюро.

Многофункциональное спасательное судно-буксир (МСС) проекта MPSV12  представляет собой мелкосидящее (рабочий диапазон осадок 3,2-4,5 м) судно с  арктическим ледовым классом Arc 5, наклонным форштевнем, с двухъярусной  удлинённой надстройкой бака, машинным отделением в средней части, с дизельной энергетической установкой, с двумя винами регулируемого шага, двумя носовыми и одним кормовым подруливающими устройствами.

МСС проекта MPSV12 предназначено для выполнения следующих задач:

- патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов в соответствии с классом;

- поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;

- аварийно-спасательные, судоремонтные и водолазные работы на глубине до 60 м, а также подводно-технические работы с подводной сваркой и резкой;

- буксировка аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде;

- тушение горящего на воде топлива, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН);

- поиск и обследование подводных потенциально опасных объектов;

- поиск, спасение, эвакуация и размещение людей, оказание им медицинской помощи;

- оказание помощи в тушении пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;

- доставка генеральных и наливных грузов;

- доставка персонала;

- управление ТНГА рабочего класса с глубиной погружения до 3000 м.

Главные размерения судна проекта MPSV12:

длина габаритная - около 79,85 м;

длина между перпендикулярами - 73,39 м;

ширина габаритная (без привального бруса) - 17,36 м;

ширина по КВЛ - 16,80 м;

высота борта - 6,70 м;

осадка по КВЛ / максимальная - 3,20 / 4,50 м.

При создании концепта MPSV12 Морское Инженерное Бюро провело целый комплекс исследований, так как наличие сложного сочетания функций приводит к взаимно противоречивым тенденциям в выборе обводов, главных размерений и других свойств МСС. Например, при выборе пропульсивного комплекса одновременно необходимо было выполнить условия по пяти возможным режимам эксплуатации:

- переход с эксплуатационной скоростью (примерно 70% от полного хода), характерный для нахождения в заданном районе и для обычных переходов судна;

- режим полного хода при выходе на спасение - достижение высокой скорости свободного хода, что обеспечивает снижение времени подхода к аварийному судну;

- буксировка плавучих объектов - обеспечение необходимой тяги на гаке при выполнении буксировочных операций;

- обеспечение достаточного упора для стягивания аварийного судна с мели;

- эксплуатация во льдах, в том числе обеспечение ледокольных функций, для судов ледового плавания обеспечение требуемой мощности по Правилам РС в соответствии с выбранной ледовой категорией судна.

При этом принципиальную роль играют ограничения по осадке, которые актуальны для значительной части морских акваторий страны. Из 66 морских российских портов 23 порта имеют ограничения по осадке судов до 5 метров, где невозможно осуществление аварийно-спасательных работ без наличия многофункциональных судов с ограниченной осадкой.

Например, они необходимы для обеспечения подходов к следующим портам:

- в Черном море - порты Кавказа;

- в Азовском море - Керченский пролив, Таганрогский залив, а также в морской части Волго-Донского судоходного канала (порты Азов и Ростов-на-Дону), порт Темрюк;

- в Каспийском море - район порта Махачкалы, Волго-Каспийский канал, порт Оля, порт Астрахань;

- в Балтийском море - восточная часть Финского залива (Выборг, Сайменский канал), Калининградский залив;

- порты восточного побережья Камчатки, включая Анадырский залив.

В итоге, были получены уникальные для таких размеров и арктического ледового класса ARC5 дедвейт судна - при осадке 4,50 м / 3,20 м он составляет 1820 тонн / 320 тонн и 30- дневная автономность судна по запасам топлива, воды и провизии.

Головное судно проекта MPSV12 (строительный номер 1201) заложено 2 июня 2015 года.

Второе судно проекта MPSV12 (строительный номер 1202) заложено 2 июня 2015 года.

Третье судно проекта MPSV12 (строительный номер 1203) заложено 16 декабря 2015 года.